СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МАДОУ № 30 Средства обучения и воспитания включают: -организованное пространство: территория ДОО (прогулочные участки для каждой группы, спортивная площадка, две площадки для футбола, детская метеостанция), групповые комнаты; музыкальный зал, физкультурный зал; специализированные, технологические, административные помещения; -материалы, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, материалы для организации самостоятельной творческой деятельности детей. Ранний возраст (1-3 года) Дошкольный возраст 3-5 лет 5-7 лет 1.Развивающая предметно-игровая среда 1.1.Образные игрушки (куклы, животные и пр.) Среднего размера условнообразные игрушки (куклы, животные, знакомые детям по сказкам, мультфильмам и т.п.), в т.ч. народные; наборы для режиссерской игры. Разнообразные по тематике и большей частью условные по художественному образу сюжетные игрушки (куклы, в т.ч. представляющие людей разных профессий, национальностей; игрушки, изображающие разных птиц, животных, насекомых, рыб и других обитателей морей); народные игрушки, тематические наборы для режиссерских игр («Гараж», «Магазин» и т.п.). Соразмерная куклам посуда, мебель, постельные принадлежности. Игрушкиорудия (сачки, лопатки и т.п.), соразмерные куклам коляски. Соразмерная куклам разнообразная мебель, посуда, одежда; знакомые детям инструменты и орудия труда и быта. Условные и реалистичные по художественному образу сюжетные игрушки (куклы, в т.ч. представляющие людей разных профессий, национальностей; игрушки, изображающие животных разных континентов, а также птиц, насекомых, динозавров, рыб и других обитателей морей); народные игрушки, тематические наборы для режиссерских игр. 1.2.Предметы домашнего обихода Соразмерные куклам коляски. Соразмерная куклам разнообразная мебель, посуда, одежда, но в меньших количествах, чем в младшем дошкольном возрасте; знакомые детям инструменты и орудия труда и быта. 1.3.Техника и транспорт Пластиковые крупные машинки на веревочке, небольшие неразборные крепкие машинки, соразмерные руке, крупные функциональные машинки (в которые можно посадить игрушку, погрузить кубики и т.п.). Разные виды машинок и транспорта (наземного, воздушного, водного; в т.ч. специализированная техника), частично крупногабаритные и функциональные, частично соразмерные руке ребенка. Предметы для реализации ролевого поведения (руль, посуда, простые медицинские инструменты и т.п.), наборы «Магазин», «Поликлиника». Разнообразные элементы разной одежды: профессий, сказочных героев (халаты, шапочки, пелерины, ленточки, юбочки, фартуки, кепки, фуражки и пр.), предметы для реализации ролевого поведения (руль, бинокль, телефон, жезл полицейского и т.п.), тематические игровые наборы («Поликлиника», «Парикмахерская» и др.). Разные виды машинок и транспорта (наземного, воздушного, водного) среднего размера и соразмерные руке ребенка. 1.4.Атрибутика ролевая Количество конкретной атрибутики уменьшается, предлагаются многофункциональные атрибуты (ткани, шарфики, платочки, головные уборы, ленточки, самые разные аксессуары, предметызаместители, поделочные материалы и т.п.). 1.5.Маркеры пространства Игровая Игровая мебель, ширмы, Крупногабаритные, напольные мебель, пластиковый домик. крупногабаритные напольные средобразующие конструкторы, средообразующие конструкторы. модульная среда. 1.6. Бросовые и поделочные материалы, предметы-заместители Ткани, детали Ткани, пробки, небольшие Ткани, пробки, небольшие строительных наборов пластиковые пузырьки, природный пластиковые пузырьки, небольшого размера материал, палочки, шнуры, природный материал, палочки, (соразмерные руке), предметы проволока, поделочные материалы. шнуры, проволока, разнообразные без закрепленного поделочные материалы. функционального значения (предметы- заместители). 2.Развивающая среда творческих видов деятельности 2.1. Материалы и оборудование для художественного творчества Пластилин, карандаши, краски, фломастеры, цветная бумага и др. Пластилин, карандаши, краски, фломастеры, мел, восковые мелки, цветная бумага, картон, ножницы, мольберты. Коллекция ложек, красивой посуды и других предметов интерьера из разных материалов (хохломская роспись, уральская роспись). Пластилин, карандаши, краски, фломастеры, картон, цветная бумага, другие виды бумаги, ножницы. Детские альбомы и книги по искусству, наборы художественных открыток, фотоальбомы, репродукции художественных произведений. 2.2.Музыкальные игрушки и оборудование Погремушки, бубны, колокольчики, барабанчики, аудиозаписи. Погремушки, колокольчики, металлофон, барабаны разнозвучащие, бубны, детские маракасы, аудиозаписи. Колокольчики, бубны, барабаны разнозвучащие, детские маракасы, кастаньеты, металлофоны (в т.ч. из отдельных блоков), трещотки, колокольцы, аудиозаписи. 2.3.Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности Разные виды театрализованных игрушек, элементы костюмов сказочных героев, набор масок, разные виды театра (на варежках, кружках, ложках и т.д.). 3.Развивающая среда для познавательно-исследовательской деятельности Пальчиковые куклы, настольный театр игрушек. Пальчиковые куклы, настольный театр, элементы костюмов сказочных героев, театр масок. 3.1. Дидактические игрушки и пособия Пирамидки, разнообразные «вкладыши», игрушки на развитие сенсорики (цвет, форма, размер, тактильные ощущения), шнуровки, кубики с разрезными картинками, пазлы (4-6 деталей). Игрушки на развитие сенсорики (цвет, форма, тактильные ощущения, вес, размер; на разные органы чувств: зрение, слух, осязание и пр.), мозаики, пазлы (10-15 деталей), лото, детское домино. Игрушки на совершенствование сенсорики (тактильные ощущения, вес, размер; на разные органы чувств: зрение, слух, осязание и пр.), настольно-печатные игры, мозаики, лото, пазлы до 5 деталей), шашки, шахматы, головоломки, географические карты, глобусы. 3.2. Конструкторы Строительные наборы Строительные наборы с разными Разнообразные строительные (кубики) пластмассовые и деталями, пластмассовые наборы (крупные и мелкие), деревянные, конструкторы с конструкторы разных размеров. конструкторы. крупными деталями. 3.3.Игрушки и оборудование для экспериментирования Каталки (в т.ч. с шумовыми и Игрушки и орудия для Игрушки и орудия для двигательными эффектами), экспериментирования с водой, экспериментирования с водой, игрушки и орудия для песком, снегом, оборудование для песком, снегом, специальные экспериментирования с водой, детского экспериментирования игрушки и оборудование для песком, снегом, народные (пробирки, колбы, различный детского экспериментирования игрушки- забавы (клюющая материал). (микроскоп). курочка и др.). 3.4. Библиотека Книжки с плотными Хорошо иллюстрированные книги Хорошо иллюстрированные страницами картинками, самоделки и крупными книжки – познавательного характера, сказками, рассказами, стихами. со книги разных энциклопедии. жанров,детские 3.5. Средства ИКТ: интерактивные игрушки Музыкальные игрушки Интерактивные игрушки Интерактивные игрушки и игрушки с эффектами развивающей направленности: развивающей направленности: (выглядывающие животные со телефоны и др. обучающий игрушечный звуками и т.п.). компьютер, телефоны и др. 4. Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья 4.1. Спортивное и физкультурное оборудование ФизкультурноОборудование для Оборудование для общеразвивающих упражнений, общеразвивающих и спортивных развивающие подвижных игр и игровых упражнений, пособия, физкультурное подвижных и оборудование и модули, в т.ч. упражнений, для физкультурно- спортивных игр, прогулок (мячи игровой деятельности на прогулке разного размера, кегли, обручи, нестандартное оборудование. (обручи, мячи, кольцебросы, кегли, скакалки, кольцебросы, мешочки скакалки, и др.). с песком, флажки и др.), гимнастические маты, коврики. Альбомы, наборы картинок и книги о здоровье, спорте, физкультуре. Такое содержание РППС позволяет учитывать особенности, возможности и интересы детей, коррекцию недостатков их развития.