Пояснительная записка к учебному плану МАДОУ № 30
Учебный план является нормативно-правовой основой, раскрывающей специфику
образовательной деятельности ДОУ, устанавливающим перечень образовательных
областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной
деятельности. Учебный план МАДОУ № 30 на 2025-2026 учебный год составлен в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
• Комментарии к ФГОС дошкольного образования Департамента общего
образования Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки) от 28.02.2014г. № 08-249;
• Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022г.
№ 1028.
• Учебно-методический комплект к примерной образовательной программе
дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой;
• «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи». Об утверждении санитарных правил СП
2.4.1.3648-20.
Утверждены
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
• Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ №30
В 2025-2026 г. в МАДОУ № 30 функционирует 6 групп общеобразовательной
направленности: 2 группы для детей раннего возраста (с 1,5 до 3 лет) и 4 группы для детей
дошкольного возраста (с 3 до 7 лет):
Группа раннего возраста (2-3 года) 2, 3
Вторая младшая группа (3-4 года) № 10
Средняя группа (4-5 лет) № 4
Старшая группа (5-6 лет) № 9
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) № 7.
Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность
пребывания детей в детском саду составляет 11 часов (ежедневно с 7.00 до 18.00,
выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни).
Учебный год начинается с 01 сентября 2025 года и заканчивается 31 мая 2026 года.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Принципы организации образовательной деятельности:
•
Принцип культуросообразности, предусматривающий необходимость учета
культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и
практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс.
•
Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание
программы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики).
•
Принцип интеграции пяти взаимодополняющих образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса,
когда происходит объединение комплекса различных видов специфических
детских деятельностей вокруг единой «темы» («организующие моменты»,
«тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в
природе», «праздники», «традиции»).
•
Принцип
решения
программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов.
•
Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
Содержание учебного плана обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом
их возрастных особенностей по основным направлениям:
- физическое;
- социально-личностное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно - эстетическое развитие.
Физическое развитие (физическая культура, формирование начальных представлений
о здоровом образе жизни);
Познавательное развитие(ознакомление с предметным окружением, ознакомление с
социальным миром, ознакомление с миром природы, развитие сенсорной культуры,
формирование элементарных математических представлений, развитие познавательноисследовательской деятельности);
Речевое развитие (развитие речи, подготовка детей к обучению грамоте, развитие
звуковой и интонационной культуры речи,художественная литература);
Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения,
нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе; самообслуживание,
самостоятельность, трудовое воспитание, формирование основ безопасности);
Художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству, изобразительная
деятельность (лепка, рисование, аппликация), музыкальная деятельность, конструктивномодельная деятельность).
•
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в
различных видах деятельности, соответственно возрасту детей:
• в раннем возрасте (1-3 года) - предметная деятельность и игры с составными и
дидактическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами; общение
со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; восприятие смысла
музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; двигательная деятельность.
• в дошкольном возрасте (3-8 лет) - игровая деятельность (разные виды игр);
коммуникативная
деятельность;
познавательно-исследовательская
деятельность;
восприятие художественной литературы и фольклора; Самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала;
изобразительная деятельность; музыкальная деятельность, двигательная формы
активности ребенка.
В структуре учебного плана выделяется обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими.
Объем обязательной части не менее 80% от её общего объёма, части, формируемой
участниками образовательных отношений, не более 20%.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности
устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями
(СанПиН 2.4.1.3648-20):
- для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут,
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
- в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность,
проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной
образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность
составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной
деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности
и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Учебный план реализуется педагогами в непосредственно образовательной
деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.
Уделяется внимание индивидуальным особенностям и возможностям каждого ребенка.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в
совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей в
период пребывания ими в детском саду. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет
(игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня
отводится не менее 3-4 часов.
Развитие речи воспитанников осуществляется во всех формах взаимодействия детей
со взрослыми и детьми, в непосредственно образовательной деятельности.
Музыкальная
деятельность
воспитанников
организуется
музыкальным
руководителем детского сада.
Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей в
возрасте от 3 до 7 лет организуется не менее 3 раз в неделю. Один раз в неделю для детей
старшего дошкольного возраста непосредственно образовательная деятельность по
физическому развитию организуется на открытом воздухе. Она проводится только при
отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной
одежды, соответствующей погодным условиям.
С детьми раннего возраста непосредственно образовательная деятельность по
физическому развитию осуществляется по подгруппам 2 раза в неделю в групповом
помещении.
Формирование здорового образа жизни осуществляется ежедневно в процессе
организации различных видов детской деятельности.
Минимальная продолжительность прогулки во всех возрастных группах – три часа
в день. В летний период в зависимости от погодных условий может быть увеличена до 4,5
часа.
Учебный план на 2025 – 2026 учебный год
Объём нагрузки (количество в неделю/ год)
Базовый вид образовательной деятельности
Ранний
возраст
(1,5-3г.)
Младшая группа Средняя группа
(3-4г.)
(4-5 л.)
Старшая группа
(5-6 л.)
Подготовительная
группа
(6-7л.)
Обязательная часть
Познавательное развитие
Ознакомление с социальным миром
Ознакомление с миром природы
Ознакомление с предметным окружением
1 /36
1 /36
1 /36
-
1 /36
1 /36
-
1 /36
1 /36
-
1 /36
1 /36
-
Математическое и сенсорное развитие
1 /36
1 /36
1 /36
1 /36
2 /72
1 /36
2 /72
2 /72
1/36
Речевое развитие
Развитие речи
Подготовка детей к обучению грамоте
Художественная литература
1 /36
1 /36
*
*
*
Социально - коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения и
*
*
*
взаимодействия ребенка с взрослыми и
сверстниками
Становление самостоятельности и
*
*
*
саморегуляции действий, трудовое воспитание
Ребенок в семье и сообществе учреждения
*
*
*
Формирование основ безопасности
*
*
*
Социализация, развитие общения и
*
*
*
взаимодействия ребенка с взрослыми и
сверстниками
Художественно – эстетическое развитие
Приобщение к искусству.
1 /36
1 /36
1 /36
Рисование (Изобразительная деятельность)
Лепка (Изобразительная деятельность)
1 в2
1 в 2 нед/18
1 в 2 нед/18
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
1 /36
1 /36
1 в 2 нед/18
1 в 2 нед/18
Аппликация (Изобразительная деятельность)
Музыка (музыкальная деятельность)
Конструктивно-модельная деятельность
(конструирование из разных материалов)
Физическая культура в помещении
Физическая культура
на воздухе в форме спортивных и подвижных
игр
Формирование начальных представлений о
ЗОЖ
нед/18
1 в2
нед/18
2 /72
*
1 в 2 нед/18
1 в 2 нед/18
1 в 2 нед/18
1 в 2 нед/18
2 /72
1 /36
2 /72
1 /36
2 /72
1 /36
2 /72
1 /36
3 /108
2 /72
2 /72
Физическое развитие
2 /72
2 /72
-
-
-
1/36
1/36
*
*
∗
∗
∗
11
12
13
15
∗
∗
9
Часть, формируемая
участниками
образовательных
отношений
Художественно-эстетическое развитие
Программа художественного воспитания,
*
*
*
обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные
ладошки» И.А. Лыковой
Речевое развитие
Обучение грамоте детей дошкольного возраста
Нищева Н.В.
Социально - коммуникативное развитие
*
Формирование основ безопасности (программа
Авдеевой Н.Н. «Безопасность»)
9
Количество видов образовательной деятельности по
программе в неделю
9
Фактическое количество видов образовательной
деятельности в неделю
8-10 мин.
Продолжительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности
max допустимый объем образовательной нагрузки в день
(в т.ч. в первую половину дня/во вторую половину дня)
20 мин
-
1/36
*
*
*
∗
11
12
13
15
11
12
13
16
не более
15 мин.
не более
20 мин.
не более
25 мин.
не более
30 мин
30 мин
40 мин
45 мин
45 мин
СанПиН 2.4.1.3049-13 п.11.11, п.11.12
max допустимый объем образовательной нагрузки в
неделю
90 мин
1 ч 30 м
195 мин
3 ч 25 мин
260 мин
(4ч20 мин)
400 мин
(6ч 40 мин)
570 мин
(9 ч30 мин)
Фактический объем образовательной нагрузки в неделю
1 ч 30 м
3 ч 25 мин
4ч 20 мин
6ч 40 мин
9 ч 30 мин
* Задачи могут решаться в процессе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей за счет создания соответствующей развивающей
предметно-пространственной среды