1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования
являются: педагоги, воспитанники и их родители (законные представители), Педагогический
совет МАДОУ №30, экспертные комиссии при проведении процедур аттестации работников
дошкольной образовательной организации.
1.6. Учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур,
разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и
дальнейшее использование полученных результатов.
1.7. Положение распространяется на деятельность всех работников МАДОУ №30,
осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в
том числе, на сотрудников, работающих по совместительству.
1.8. В настоящем Положении используются следующие термины.
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности
и подготовка обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным
государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным
государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в
интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень
достижения планируемых результатов образовательной программы.
Система
оценки
качества
дошкольного
образования
–
совокупность
взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и
процедур оценивания основных качественных характеристик дошкольного образования,
свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и
ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных образовательных
организаций.
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер
по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.
Качество образования ДО – это соответствие системы дошкольного образования,
происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям
государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей,
педагогов дошкольной образовательной организации.
Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации учебнометодических комплектов в Учреждении осуществляется не за образовательными
результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению
детьми определенных образовательных результатов. Используемые в Учреждении критерии
оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на
показателях, характеризующих создаваемые ими условия, при реализации образовательной
программы (комментарии к ФГОС ДО, письмо Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 № 08249).
Оценивание качества – оценивание соответствия образовательной деятельности,
реализуемой Учреждением, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном
образовании направлено, в первую очередь, на оценивание созданных организацией условий
в процессе образовательной деятельности (Федеральная образовательная программа
дошкольного образования, 2022).
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования,
результатом которого является установление степени соответствия измеряемых
образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной,
зафиксированной в нормативных документах и локальных актах, системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям
участников образовательного процесса.
Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния, условий и результатов
образовательная деятельности.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка
уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и
содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного
образования.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования – определяет
единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования,
осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность и планируемые результаты освоения образовательной программы.
1.9. ВСОКО включает систему показателей мониторинга качества дошкольного
образования (далее – МКДО) и состоит из нескольких элементов: области качества, группы
показателей, показатели.
Система показателей МКДО предусматривает трехуровневую структуру:
1. Показатели качества МКДО.
Уровень 1. Показатели качества МКДО для групп ДОО (приложение 1).
Уровень 2. Показатели качества МКДО для ДОО в целом (приложение 2).
2. Группы показателей МКДО.
3. Области качества МКДО. Области качества МКДО:
-образовательные ориентиры;
-образовательная программа;
-содержание образовательной деятельности;
-образовательный процесс;
-образовательные условия;
-условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья;
-взаимодействие с родителями (законными представителями);
-здоровье, безопасность и повседневный уход;
-управление и развитие;
-реализация регионального компонента ДО.
В каждую из областей качества входит набор показателей, в отдельных областях
качества показатели собираются в группы показателей.
1.10. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта
качества образования по результатам работы дошкольного образовательного учреждения за
предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год.
1.11. На основании данного Положения Учреждение обеспечивает разработку,
внедрение, проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее
использование полученных результатов.
1.12. Экспертная рабочая группа для проведения ВСОКО создается на основании
приказа директора Учреждения в количестве не менее 3 человек.
1.13. ВСОКО является составной частью годового плана работы Учреждения.
2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества
образования
2.1. Целями ВСОКО являются:
-формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих
на качество образования в детском саду;
-получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в дошкольном образовательном учреждении, тенденциях его изменения и
причинах, влияющих на его уровень;
-предоставление участникам образовательных отношений и общественности
достоверной информации о качестве образования;
-принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей
образовательных услуг при принятии таких решений;
-прогнозирование развития образовательной системы Учреждения.
2.2. Задачами построения внутренней системы оценки качества образования
являются:
-формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его
измерению;
-формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;
-формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной
образовательной статистики и мониторинга качества образования;
-изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности
Учреждения;
-определение степени соответствия условий осуществления образовательной
деятельности государственным требованиям;
-определение степени соответствия образовательным программ с учетом запросов
основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
-обеспечение доступности качественного образования;
-оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;
-определение степени соответствия качества образования в рамках мониторинговых
исследований качества образования государственным и социальным стандартам;
-выявление факторов, влияющих на качество образования;
-содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования;
-определение направлений повышения квалификации педагогических работников по
вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям
воспитанников;
-расширение общественного участия в управлении образованием в Учреждении.
2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы:
-объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
-реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития
отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и воспитания;
-открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
-доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
-рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный
самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и
показатели;
-повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога;
-оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);
-инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации
данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
-соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в Учреждении.
3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки
качества образования
3.1. Организационная структура Учреждения, занимающаяся ВСОКО и
интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию Учреждения,
Педагогический совет Учреждения и членов экспертной рабочей группы.
3.2. Администрация Учреждения:
-разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования дошкольного образовательного
учреждения, участвует в этих мероприятиях;
-обеспечивает на основе образовательной программы проведение в Учреждении
контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических
исследований по вопросам качества образования;
-организует систему мониторинга качества образования в Учреждении, осуществляет
сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития,
анализирует результаты оценки качества образования на уровне детского сада;
-организует изучение информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования;
-обеспечивает условия для подготовки работников Учреждения по осуществлению
контрольно-оценочных процедур;
-формирует информационно-аналитические материалы по результатам (анализ
работы Учреждения за учебный год);
-принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Экспертная рабочая группа:
-создается по приказу руководителя Учреждения;
-подбирает методики ВСОКО;
-участвует в реализации системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития Учреждения;
-готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам ВСОКО на уровне Учреждения;
-обеспечивает на основе образовательной программы контрольно-оценочные
процедуры, мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам
качества образования.
3.4. Педагогический совет Учреждения:
-принимает участие в формировании информационных запросов основных
пользователей ВСОКО дошкольного образовательного учреждения;
-принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние
и динамику развития ВСОКО в Учреждении;
-содействует определению стратегических направлений развития системы
образования в детском саду;
-принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации образовательной деятельности в Учреждении;
-содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
-заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным
образовательным учреждением по вопросам образования, в том числе сообщения о проверке
соблюдения санитарно-гигиенического режима в детском саду, об охране труда, здоровья и
жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности МАДОУ №30.
4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования
4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на
основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих
реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2.
Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и
осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности детского
сада, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
4.3. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов:
4.3.1. Нормативно-установочный:
-определение основных показателей, инструментария;
-определение ответственных лиц;
-подготовка приказа о сроках проведения.
4.3.2. Информационно-диагностический:
-сбор информации о качестве дошкольного образования в детском саду;
-сбор информации о качестве работы систем управления образованием в сфере
дошкольного образования в детском саду.
4.3.3. Аналитический:
-обработка, систематизация данных ВСОКО и их хранение;
-качественный и количественный анализ данных, оценку качества дошкольного
образования по объектам ВСОКО в разрезе областей и показателей качества ВСОКО;
-определение возможностей и рисков при обеспечении требуемого ФГОС ДО качества
дошкольного образования.
4.3.4. Итогово-прогностический:
-предоставление обратной связи о результатах ВСОКО с целью совершенствования
образовательной деятельности детского сада;
-предоставление рекомендаций всем объектам мониторинга по итогам ВСОКО;
-предъявление полученных результатов на уровне педагогического коллектива;
-предъявление полученных результатов на уровне родительской общественности;
-разработка дальнейшей стратегии работы Учреждения.
4.4. Предметом системы оценки качества образования является:
-качество документальной основы и регламентации образовательной деятельности,
планирования образовательной деятельности и выстраивания ее содержания, условий
реализации образовательной программы дошкольного образования;
-качество образовательных программ, принятых и реализуемых в детском саду, условия
их реализации;
-воспитательная работа;
-профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению
требуемого качества результатов образования;
-эффективность управления качеством образования и открытость деятельности
Учреждения;
-состояние здоровья воспитанников;
-качество наблюдаемого процесса (образовательного, организационных процессов
детского сада, включающей условия организации образовательной деятельности, в том числе
доступность образования, условия комфортности получения образования, материальнотехническое обеспечение образовательной деятельности, организация питания);
-качество организации пространства и его оснащения (предметно-пространственная среда
во внутреннем помещении и на территории детского сада);
-качество взаимоотношений и взаимодействия участников образовательных отношений, в
том числе с родителями (законными представителями) воспитанников Учреждения;
-качество наблюдаемого управления и выстраиваемых процессов развития
Учреждения.
Данные индикаторы выстроены в соответствующие линии индикаторов в уровневых
системах индикаторов, разработанных для оценки каждого показателя МКДО, и формируют
линии качества показателей МКДО.
4.5. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и
экспертной оценки качества образования. Содержание процедуры ВСОКО включает в себя
следующие требования:
4.5.1. Требования к психолого-педагогическим условиям:
-наличие диагностического минимума для психолого-педагогического отслеживания
динамики развития воспитанников, в том числе измерение их личностных образовательных
результатов;
-наличие условий для медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны и
укрепления их здоровья, коррекции, имеющихся проблем со здоровьем;
-наличие консультативной поддержки педагогов и родителей (законных
представителей) по вопросам коррекции, образования воспитанников, инклюзивного
образования;
-наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации
образовательной программы, в том числе, в плане взаимодействия с социумом;
-оценка возможности предоставления информации об образовательной программе
ДО семьям воспитанников и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный
процесс, а также широкой общественности; -оценка эффективности оздоровительной работы
(здоровьесберегающие мероприятия, режим дня и т.п.).
4.5.2. Требования к кадрам:
-укомплектованность кадрами;
-образовательный ценз педагогов;
-соответствие профессиональным компетенциям;
-уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших аттестацию);
-динамика роста категорийности педагогов;
-результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов);
-наличие кадровой стратегии.
4.5.3. Требования к материально-техническим условиям:
-оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием,
средствами обучения и мебелью;
-оценка состояния условий образования в соответствии с нормативами и требованиями
СанПиН;
-оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ,
производственной
санитарии,
антитеррористической
безопасности)
требованиям
нормативных документов;
-информационно-технологическое
обеспечение
(наличие
технологического
оборудования, сайта, программного обеспечения).
4.5.4. Требования к финансовым условиям:
-финансовое обеспечение реализации образовательной программы осуществляется
исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания.
4.5.5. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
-соответствие компонентов предметно-пространственной среды ФГОС ДО;
-организация образовательной среды и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями ФГОС ДО
(трансформируемость, полифункциональность, безопасность); вариативность,
-наличие условий для инклюзивного образования; доступность,
-наличие условий для общения и совместной деятельности воспитанников и
взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность.
4.5.6. Требования к процедурам и инструментарию ВСОКО:
-методы сбора информации ВСОКО в группах и в ДОО в целом:
-сбор информации путем анкетирования участников ВСОКО с использованием
электронных форм «Анкета педагога ДОО», «Анкета руководителя ДОО»;
-сбор информации путем проведения структурированного электронного опросам
педагогов ДОО с использованием электронной формы «Лист самооценки педагогов ДОО»;
-сбор информации путем анализа и оценки документации ДОО с использованием
электронной формы «Внутренняя оценка качества образовательных программ ДОО»;
-сбор информации путем структурированного наблюдения за реализацией
образовательной деятельности в группе ДОО с использованием инструментария «Шкалы
МКДО», «Оценочный лист Шкал МКДО»;
-сбор информации путем структурированного опроса родителей (законных
представителей) воспитанников ДОО в электронной/бумажной форме «Анкета родителей
(законных представителей) воспитанников ДОО»;
-сбор информации путем изучения документации ДОО;
-сбор информации путем устного опроса сотрудников ДОО;
-сбор информации путем наблюдения (члены рабочей группы) за реализуемой
образовательной деятельностью в группах ДОО с использованием инструментария «Шкалы
МКДО», «Оценочный лист Шкал МКДО»;
-сбор информации путем наблюдения (члены рабочей группы) за созданными в ДОО
образовательными условиями с использованием инструментария «Шкалы МКДО»,
«Оценочный лист Шкал МКДО».
4.5.7. Требования к инструментарию ВСОКО:
-образец электронной формы «Анкета педагога ДОО»;
-образец электронной формы «Анкета руководителя ДОО»;
-образец электронной формы «Лист самооценки педагога ДОО»;
-образец электронной формы «Внутренняя оценка качества образовательных
программ ДОО»;
-образец электронной формы «Шкалы МКДО», образец печатной и электронной
формы «Оценочный лист Шкал МКДО»:
-образец формы для сбора информации о качестве дошкольного образования в ДОО
на основе опроса родителей (законных представителей) воспитанника ДОО».
4.6. Содержание процедуры оценки качества организации образовательной
деятельности включает в себя оценку:
-рациональности формирования рабочих программ (выбора методов и технологий в
соответствии с содержанием ОП ДО);
-качества осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе
организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов;
-качества организации педагогами самостоятельной деятельности детей;
-качества построения сотрудничества с родителями (законными представителями)
воспитанников.
4.7. Содержание процедуры оценки системы качества результатов освоения ОП ДО
включает в себя оценку:
-динамики индивидуального развития детей при освоении ОП ДО;
-динамики показателей здоровья детей;
-динамики уровня адаптации воспитанников к условиям детского сада;
-уровня развития способностей и склонностей, интересов детей (их образовательных
достижений);
-уровня формирования у старших дошкольников предпосылок к образовательной
деятельности;
-уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством
образования в Учреждении.
4.8. Процедура проведения ВСОКО предполагает следующий алгоритм действий:
-сбор информации на основе инструментария МКДО;
-анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными
показателями;
-рассмотрение полученных результатов на заседании Педагогического совета
Учреждения;
-рассмотрение полученных результатов на Совете родителей Учреждения;
-выявление влияющих на качество образования факторов, принятие управленческих
решений по устранению отрицательных последствий;
-формулирование
основных
стратегических
направлений
образовательной
деятельности на основе анализа полученных данных развития.
4.9. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием
оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности Учреждения.
4.10. Внутренняя система оценки качества образования предусматривает использование
в качестве основы системы показателей «Шкалы МКДО» и представляет уровневую систему
индикаторов к ним. Индикаторы представлены в виде утверждения, описывающего
определенный уровень качества образовательной деятельности по измеряемому показателю,
с которым может согласиться или не согласиться оценивающий (поставить положительную
или отрицательную отметку индикатору). Шкала комплексного оценивания предусматривает
базовую 5-уровневую систему оценивания: Неприменимо (НП). Если в ДОО по объективным
причинам вообще не ведется деятельность, предусмотренная каким-либо показателем (при
отсутствии детей с ОВЗ в группе и в детском саду в целом может быть зафиксирована
отметка «НП»). Нулевой уровень. Если работа по оцениваемому показателю не ведется или
хотя бы один из индикаторов 1-го уровня не может быть оценен положительно, то речь идет
о тревожном уровне качества образования по данному показателю. В таком случае по
показателю ставится оценка «0 баллов» и фиксируется нулевой уровень качества. 1-уровень.
Требуется серьезная работа по повышению качества. Если все индикаторы 1-го уровня
оценены положительно, но хотя бы один индикатор 2-го уровня имеет отрицательную
отметку, то ДОО присваивается 1 балл по измеряемому показателю качества. Первый
уровень качества свидетельствует о том, что деятельность в 9 оцениваемом направлении
ведется, но требуется серьезная работа по ее совершенствованию, поскольку
регистрируемый уровень качества сопровождается значительными недочетами/нарушениями
нормативно-правовых требований в сфере дошкольного образования. 2-й уровень. Качество
стремится к базовому. Если все индикаторы 1-го и 2-го уровней оценены положительно, но
хотя бы один индикатора 3-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается
2 балла по измеряемому показателю качества. Этот уровень свидетельствует о том, что в
ДОО практически полностью выполняются требования нормативно-правовых актов в сфере
дошкольного образования, но базовый уровень качества не достигается из-за 1-3 недочетов/
нарушений. 3-й уровень. Базовый. Если все индикаторы 1-го, 2-го и 3-го уровней оценены
положительно, но хотя бы один индикатор 4-го уровня имеет отрицательную отметку, то
ДОО присваивается 3 балла по измеряемому показателю качества. На данном уровне
качества в ДОО обеспечивается полное выполнение требований ФГОС ДО и других
нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность дошкольного образования.
Превышение базового уровня! 4-й уровень. Хорошее качество. Если все индикаторы 1-го, 2го, 3-го и 4-го уровней оценены положительно, но хотя бы один индикатор 5-го уровня имеет
отрицательную отметку, то ДОО присваивается 4 балла по измеряемому показателю
качества. 5-й уровень. Превосходное качество. Если все индикаторы 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5го уровней оценены положительно, то ДОО присваивается 5 баллов по измеряемому
показателю качества.
4.11. Периодичность проведения ВСОКО – один раз в год, в итоге составляется
аналитический отчет.
4.12. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие
документы – аналитические справки и приказы, отчеты со схемами, таблицами, графиками,
диаграммами, обработанные с использованием стандартизированных компьютерных
программ, самообследование, которые доводятся до сведения педагогического коллектива
Учреждения, учредителя, родителей (законных представителей).
4.13. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных
решений на уровне дошкольного образовательного учреждения.
5.Общественное участие в оценке и контроле качества образования
5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации:
-основным потребителям результатов ВСОКО;
-размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на
официальном сайте детского сада.
5.2. Дошкольная система оценки качества образования предполагает участие в
осуществлении оценочной деятельности общественности.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования в
МАДОУ №30 является локальным нормативным актом Учреждения, принимается на
Педагогическом совете и утверждается приказом руководителя Учреждения.
6.2. Положение о внутренней системе оценки качества образования в МАДОУ №30
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются
в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения.
6.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.