Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Волшебная кисточка на 2024-2025 учебный год

Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
2.
3.
4.
5.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
7.

Пояснительная записка
Направленность
Актуальность
Отличительные особенности Программы, новизна
Адресат
Режим занятий
Объем
Срок освоения Программы
Перечень форм обучения
Перечень видов занятий
Перечень форм подведения итогов реализации развивающей программы
Цель и задачи общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Содержание учебного (тематического) плана
Планируемые результаты
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
Условия реализации Программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

3-5

6
7
8-9
10
11-13

14-15

2

1. Пояснительная записка.
1.1.Направленность Программы.
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная кисточка» (далее Программа) художественной направленности разработана в
соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28
«Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3.648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. №
298

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых», Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок),
Приказом Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений
в

Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом
09.11.2018 г. № 196

по
от

Уставом МАДОУ №30, Положением о дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программах МАДОУ №30.
1.2.Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического,
творческого

воспитания

подрастающего

поколения

особая

роль

принадлежит

изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического
вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
1.3.Отличительные особенности Программы. В программу включён материал
разной степени сложности, каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание

3

предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности, что даёт возможность каждому
ребенку развиваться с постоянным успехом.
Эта Программа позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству,
свойствам

материалами, использовать

нетрадиционные

способы

изображения, развивать

творчество детей.
1.4.Адресат Программы. Программа может быть освоена детьми 6-7 лет. К концу
старшего дошкольного возраста может более сосредоточенно рассматривать произведения
изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать,
сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается
музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные
средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в
данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства.
У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных,
литературных и изобразительных произведений.
Активно

развиваются

художественно-творческие

способности,

дети

сами

придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации,
рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как
своих сверстников, так и со своим собственным.
Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость
на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные
образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические
качества в произведениях искусства.
У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к
различным видам художественной деятельности. У детей наблюдается яркое выражение
эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые
мотивы

его

поведения

детьми

еще

не

осознаются.

Продолжает

развиваться

художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной
устойчивостью и отчетливостью.
Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее
отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно
форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку,
и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто
встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном - двух видах
искусства – оно любит все виды искусства.
4

Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее
характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно
стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.
Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно
раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее
всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.
В Программе учитываются:
 индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и

состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования
 возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учётом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
1.5.Режим занятий. Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
Общее количество часов в неделю 2 часа. Организация совместной деятельности
осуществляется во вторую половину дня 2 раза в неделю в течение 9 месяцев.
1.6.Объем Программы. Общее количество часов обучения– 72 часа.
1.7.Срок освоения Программы. 1 год.
1.8.Уровневость программы. Содержание и материал программы орентирован на
стартовый уровень обучения.
1.9.Формы обучения. Основной формой обучения является очные групповые
занятия детей – 10 человек.
1.10.Виды

занятий.

Рассказ, беседа общая и индивидуальная, объяснения,

художественное слово; показ-демонстрация образцов детских работ, репродукций картин
художников, практическая работа; экспериментирование с различными материалами;
экскурсия.
1.11.Формы подведения результатов. Открытые занятия; ежемесячных выставки
детских для родителей, персональные выставки детских работ; участие в городских
выставках и конкурсах в течение года; творческий отчет педагога дополнительного
образования.

5

2. Цель, задачи Программы.
Цель: формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством
развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся
оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; развитие способности к
восприятию художественного произведения.
Обучающие задачи:
- Учить самостоятельно выбирать материалы для художественного творчества, поощрять
создание образов реальной действительности, узнаваемых по цвету, форме, пропорциям.
- Учить самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, иметь
представления о нетрадиционной технике рисования и применять их.
Развивающие задачи:
- Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями
их формы, величины, протяженности.
- Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого
образа.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства:
удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
-Вызвать

интерес

к

нетрадиционной

технике

рисования;

навык

коллективной

деятельности.

6

3.Учебно – тематический план
№

Название раздела, темы

п/п

Количество часов
всего

теория

практика

Формы
аттестации/контроля

1.

Царство царевны Цветаны:
«Летняя березка»
«Осенняя березка»
«Зимняя березка»

8

2

6

Игровые
тренировочные
задания;
Выставка рисунков

2.

Ах-этот натюрморт:
«Листик, листик вырезной,
солнышком окрашенный...»
«Корзина с фруктами»
«Осенний натюрморт»

8

2

6

Игровые
тренировочные
задания; Выставка
рисунков

3.

Время суток в пейзаже:
«Деревья освещённые
солнцем»
«Вечерний город»
«Восход солнца»

8

2

6

Игровые
тренировочные
задания;
Выставка рисунков

4.

Весь мир в пейзаже:
«Пингвины на льдине»
«В гости в Африку»
«Березовая роща»

8

2

6

Игровые
тренировочные
задания;
Выставка рисунков

5.

Сказка зимнего леса:
«Рождественская ночь»
«Ветка ели с шишиками»
«Заколодованные деревья»

8

2

6

Игровые
тренировочные
задания;
Выставка рисунков

6.

Семейный портрет:
«Рисование человека по
схемам»
«Мой папа»
«А это вся моя семья»

8

2

6

тест П. Торранса
«Дорисовывание
фигур»;
Выставка рисунков

7.

Женский портрет:
«Моя мама — волшебница»
«Девочка-весна»
«Балерина»

8

2

6

8.

Космическое путешествие:
«Космическая картина»
«Кометы и планеты»
«Обитатели космической
планеты»
По следам пиратов:
«Морское путешествие»
«Пираты»
«Сокровища пиратов».

8

2

6

Выставка рисунков

8

2

6

Выставка рисунков

72

18

54

9.

Всего

7

4.Содержание программы.
Тема
«Царство царевны
Цветаны»:
«Летняя березка»
«Осенняя березка»
«Зимняя березка»

«Ах, этот
натюрморт»:
«Листик, листик
вырезной,
солнышком
окрашенный...»
«Корзина с
фруктами»
«Осенний
натюрморт»
«Время суток в
пейзаже»:
«Деревья
освещённые
солнцем»
«Вечерний город»
«Восход солнца»
«Весь мир в
пейзаже»:
«Пингвины на
льдине»
«В гости в
Африку»
«Березовая роща»
«Сказка зимнего
леса»:
«Рождественская
ночь»
«Ветка ели с
шишиками»
«Заколодованные
деревья»

Программное содержание
Теория. Вспомнить приемы рисования, составления оттенков
цветов на палитре. Освоение цветовой гаммы. Чтение
стихотворений о березке. Рассматривание картинки кленового
листа.
Практика. Смешивание красок на палитре, получить желаемые
оттенки. Совершенствовать технику живописи по– мокрому.
Предложить нарисовать березку в разное время года. Объяснить,
как располагать изображения на листе, чтобы передать широкое
пространство (рисовать на всем листе: выше, ниже, слева,
справа). Передавать образ дерева – березки в разное время года,
используя различную технику рисования. Использование
шаблона кленового листа. Закрепление навыка аккуратного
закрашивания предмета, не выходя за контуры; развитие умения
выразительно сочетать тёплые тона, использование приёма
вливания цвета в цвет. Прорисовка прожилок тонкой кистью.
Теория. Художественное слово. Рассматривание иллюстраций.
Беседа.
Практика. Закрепить умение рисовать свечой и акварелью,
процарапывать рисунок. Развивать чувство композиции.
Рисование в жанре живописи — натюрморт.
Использование техники «батик», выделение в рисунке
особенностей фруктов (форма, цвет, величина).

Теория. Художественное слово. Рассматривание иллюстраций.
Беседа.
Практика. Закреплять представления о приметах осени.
Использование техники тычкования для рисования осенней
листвы. Формировать умение композиционно располагать
предметы, используя приём «ближе-дальше».
Теория. Художественное слово. Рассматривание иллюстраций.
Беседа.
Практика. Выдувание из трубочки.
Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках цветной
граттаж, набрызг, мятая бумага, обрывание.
Теория. Художественное слово. Рассматривание иллюстраций.
Беседа.
Практика. Учить передавать выразительный образ заснеженной
ветки ели в технике пластилинографии.
Развить мелкую моторику рук. Аккуратность.
Закреплять навыки рисования в технике «граттаж»
(процарапывание). Развивать умение выстраивать композицию
пейзажа, передавать колорит вечернего (ночного) зимнего леса.
8

«Семейный
портрет»:
«Рисование
человека по
схемам»
«Мой папа»
«А это вся моя
семья»
«Женский
портрет»:
«Моя мама —
волшебница»
«Девочка-весна»
«Балерина»
«Космическое
путешествие»:
«Космическая
картина»
«Кометы и
планеты»
«Обитатели
космической
планеты»
«По следам
пиратов»:
«Морское
путешествие»
«Пираты»
«Сокровища
пиратов».

Теория. Беседа о знакомстве детей с жанром портрета.
Практика. Закрепить умение изображать человека по схемам
(лицо, фигура), пользуясь различными приемами рисования
сангиной, обрыванием, мелками, графически выразительными
средствами. Развивать чувство композиции.

Теория. Художественное слово. Рассматривание иллюстраций.
Беседа.
Практика. Дать детям знания о портрете как жанре
изобразительного искусства. Учить отображать особенности
внешности (цвет волос, глаз, причёска). Развивать навыки
рисования восковыми мелками, пастелью.
Теория. Художественное слово. Рассматривание иллюстраций.
Беседа.
Практика. Совершенствовать умение рисовать свечой и
акварелью работать в технике кляксография. Подготовка фона
для будущей композиции в технике кляксографии образ
звёздного неба.
Знакомство с книжной графикой, изображающей форму,
строение космического корабля. Самостоятельность в выборе
изобразительных средств.
Теория. Художественное слово. Рассматривание иллюстраций.
Беседа.
Практика. Выбор материалов для придания образу моря
большей выразительности (губка, зубная щетка).
Передача различных конструкций корабля в рисунке,
аппликации, пластиногграфии. Вырезание и наклеивание
силуэта корабля на фон — море.
Рисование фигуры человека в одежде в технике пальчиковой
палитры, передача его пропорций. Создание выразительной
композиции пирата.
Экспериментирование с цветной пряжей: создание образа
сказочного сверкающего цветка из обрезков ниток на бархатной
бумаге.

9

5. Планируемые результаты.
К концу реализации программы дети:
Предметные результаты:
- научится самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты,
иметь представления о нетрадиционной технике рисования и применять их;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
Метапредметные результаты:
-сможет развить смекалку и фантазию;
-сможет развить мелкую моторику руки;
-сможет развить речь, память и внимание.
Личностные результаты:
Сформирован интерес к нетрадиционной технике рисования; навык коллективной
деятельности.

10

6. Организационно- педагогические условия
6.1. Календарно-учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

34
68
2
72
15
19
05 сентября
31 декабря по 09 января
31 декабря по 09 января
31 мая

6.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Наименование

Количество
(шт.)
10
10
10
10
10
10
10
10
10
1
10
10
10
5
10

Гуашь
Цветная бумага
Карандаши цветные
Клей
Картон
Пластилин
Кисть
Альбом для рисования
Акварель

Мольберт
Палитра
Стаканы для воды
Доски для лепки
Стол-парта детская
Стул детский

Информационное обеспечение. Интерактивная доска как средство использования
презентационных материалов и в качестве интерактивного монитора; ПК (ноутбук),
флеш-карта, телевизор, DVD- проигрыватель, DVD диски, цифровой фотоаппарат.
Кадровое обеспечение. Педагог первой квалификационной категории. Высшее
педагогическое образование.
Методическое обеспечение Программы.
1.Наглядное пособие «Цветовая палитра».
2.Наглядное пособие, серия «Цветы» пр.Т.А. Шарыгиной.
11

3.Наглядное пособие С. Вохринцевой «Зима.
4.Плакат «Спектральная радуга».
5.Калинина Т.В. Путешествие с красками. Рабочая тетрадь М.: НПО «Школа»
Издательство «Открытый мир»,1998
6.3.Формы контроля и оценочные материалы.
Виды контроля
Вводный
Текущий

Коррекция

Итоговый

Содержание
Области интересов и
склонностей
Освоение материала
по темам

Творческий
потенциал
воспитанников
Оценка
самостоятельности,
способность
к
самоконтролю
Успешность
выполнения
воспитанниками
задач тематического
плана
Контроль
выполнения
поставленных задач,
уровень творческого
развития
и
самостоятельности

Методы
Беседы, наблюдение

Сроки контроля
Сентябрь

Творческие
и В течение года
практические
задания, выполнение
образцов
упражнения
Наблюдение, игры
В течение года
Наблюдение

1 раз в год

Индивидуальные
В течение года
занятий, помощь в
самореализации
Выставки детского Май
творчества

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/
№

Имя
ребенка

Фор Изображен Пропорц композиц аккуратно Переда Цве Общее
ма
ия
ии
ия
сть
ча
т
число
предметов
движен
баллов
ия

Итого баллов по
критериям

12

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком изобразительной
деятельностью/рисование/
Передача формы:
-форма передана точно-3б.;
-есть незначительные искажения-2б.;
-искажения значительные, форма не удалась-1б.
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов
-части расположены верно-3б;
-есть незначительное искажение-2б;
-части предмета расположены не верно-1б.
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева,
цветы ниже куста.
-пропорции предмета соблюдены-3б;
-есть незначительные искажения-2б;
-пропорции предмета переданы неверно-1б.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и
добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
-по всей плоскости листа-3б
-на полосе листа-2б
-не продумано, носит случайный характер-1б.
Аккуратность:
Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур,
правильно
набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.
-все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок -3б;
-есть незначительные помарки-2б;
-предметы закрашены не верно, рисунок не выглядит опрятным-1б.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
-движение передано достаточно точно-3б;
-движение передано неопределенно, неумело-2б;
-изображение статичное-1б.
Цвет
Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;
основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый,
голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении
оттеночных цветов)
Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного
цвета.
-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;
-есть отступление от реальной окраски-2б;
-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.
13

7.Список литературы.
Для педагога:
1.Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники.
М.: Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2014 г.
2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М.:
Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2013 г.
3. Кузин В.С.,Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. М.: издательский дом
«ДРОФА»,1995 г.
4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе
группа. «Художественное творчество»; учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной
мир», 2011 г.
5.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7
лет «Цветные ладошки» – М.: Карапуз-Дидактика, 2006 г.
6.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия. Занятия в ИЗО
студии – М.: Карапуз, 2009 г.
7.Лыкова И.А. Рисование красками (Игрушки). Серия: Шаг за шагом. – М.: КарапузДидактика , 2007 г.
8.Лыкова И. А. Волшебное кружево: Альбом для детского художественного творчества. М.: Карапуз-Дидактика , 2007 г.
9. Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в
художественном развитии. М.: Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР», 2012 г.
10. Никологорская О. А. Волшебные краски. М.: «АСТ-ПРЕСС»,1997 г.
11. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации,
занятия, дидактические игры. Волгоград: Учитель, 2009 г.
12. Цквинтария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в
ДОУ. М.:ТЦ Сфера, 2011 г.
13. Штейнле Н.Ф. изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы.
Разработки занятий. Волгоград. издательство КОРИФЕЙ, 2008 г.
Для детей и родителей
Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999 г.
2. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.
3. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999 .
4 .Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000 г.

1.

14

5.Дрезнина М.Г. Куревина О.А. Навстречу друг другу. Программа совместной
художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста. М. ЛИНКАПРЕСС, 2007

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».