Содержание 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10. 2. 3. 4. 5. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 7. Пояснительная записка Направленность Актуальность Отличительные особенности Программы, новизна Адресат Режим занятий Объем Срок освоения Программы Перечень форм обучения Перечень видов занятий Перечень форм подведения итогов реализации развивающей программы Цель и задачи общеразвивающей программы Учебный (тематический) план Содержание учебного (тематического) плана Планируемые результаты Организационно-педагогические условия Календарный учебный график Условия реализации Программы Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Список литературы 3-5 6 7 8-9 10 11-12 13 2 1. Пояснительная записка. 1.1.Направленность Программы. Программа разработана в рамках социально-педагогической направленности. Обеспечивает не только овладение детьми чтением и подготовку к письму, но и способствует развитию коммуникативных, интеллектуальных способностей детей, их социализации и адаптации к школе. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника (обучение чтению)» и порядок её утверждения разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3.648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок), Приказом Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом от 09.11.2018 г. № 196 Уставом МАДОУ №30, Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МАДОУ №30. 1.2.Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа будущего первоклассника» (далее - Программа) в особом внимании государства и общественности к улучшению подготовки детей к школе, успешной адаптации первоклассников к новым социальным условиям. 1.3.Отличительные особенности Программы. Настоящая программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева «Обучение чтению детей дошкольного возраста», которая позволяет ребёнку в короткие сроки осваивать то, что с таким трудом даётся в школе. Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много: 3 • На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище; • Обогащается словарный запас; • Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства); • Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием; • Раннее чтение влияет на грамотность. • Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка. 1.4.Адресат Программы. Программа может быть освоена детьми 6-7 лет. Дети шести- летнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, работая сосредоточенно, без отвлечения 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности. Могут планировать свою деятельность, самостоятельно исправлять ошибки и вносить изменения в процессе деятельности, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут, и даже если поставлены цель и четкая задача действий, то все еще нуждаются в организующей помощи взрослого. Способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней. В этом возрасте дети способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил), готовы проявить настойчивость, преодолевать трудности, проявляют интерес к новым видам деятельности. Дети 6-ти лет умеют общаться со сверстниками и взрослыми, способны передавать интонацией различные чувства, знают основные правила общения. Способны правильно произносить все звуки родного языка, грамматически верно строить предложения, овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; обладают хорошим словарным запасом (3,5–7 тысяч слов), способны к простейшему звуковому анализу слов. Детям шести лет свойственна сензитивность к знаковой действительности языка, они испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения). Установлено, что возраст шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха - фо4 нематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Кроме того, они способны к выполнению простых графических движений, могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв, различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом. Дети способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка), различают расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости. Однако, у детей в возрасте 6-ти лет еще много индивидуального - то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого. 1.5.Режим занятий. Продолжительность занятий – 30 мин. Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня 2 раза в неделю в течение 9 месяцев. 1.6.Объем Программы. Общее количество часов обучения– 72 часа. 1.7.Срок освоения Программы. 1 год. 1.8.Уровневость программы. Содержание и материал программы орентирован на стартовый уровень обучения. 1.9.Формы обучения. Основной формой обучения является очные групповые занятия детей – 10 человек. 1.10.Виды занятий. Беседа, практическое занятие, развлечение. 1.11.Формы подведения результатов. Наблюдение в ходе занятий; беседы с родителями; проведение викторин, конкурсов, праздника совместно с родителями на тему: «Веселый алфавит». 5 2. Цель, задачи Программы. Цель: обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению, практическому овладению детьми слоговым и слитным способами чтения, подготовка ребенка к письму. Задачи: Развивающие: • развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие; • развивать у дошкольников мышление, память, воображение, коммуникативные способности; • развивать мелкую моторику, графические умения детей. Образовательные: • обучить детей звуковому анализу и синтезу слогов, слов, предложений разной конструкции; умению ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка; • научить детей послоговому и слитному способам чтения, составлению слов и предложений из букв азбуки; • научить детей ориентироваться на листе бумаги, соблюдать строку, размер, интервал при графическом изображении букв, печатать слова, предложения и небольшие тексты. Воспитательные: • воспитывать у детей интерес к чтению и письму; • формировать умение детей сотрудничать; • воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками. 6 3.Учебно – тематический план. № 1. 2. 3. Название темы Введение. Ознакомление содержанием предстоящей работы. Правила техники безопасности. Запоминание складов Выход в слово Выход в предложение 5. Выход в текст. Алфавит Общее количество часов в 72 год 4. Кол-во часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 4 2 2 Коммуникативная игра «Что мы узнали…» 17 2 15 19 2 17 21 2 19 11 1 10 Упражнения на закрепление знаний складов. Игра «Составь слово». Печатание складов. Упражнения на составление односложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Чтение текста вслух и про себя. Драматизация прочитанного. Развлечение на тему: «Веселый алфавит». 9 63 7 4.Содержание программы Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия. Этапы I II III IV Содержание работы Работа с кубиками и таблицами по методике Н.А.Зайцева Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, экскурсии и т.д.) Слушание, чтение художественных произведений Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание букв, слов и т.д.) Продолжительность 10 мин 10мин 5 мин 5 мин Этапы обучения дошкольников чтению через письмо (по методике Н.А.Зайцева) I этап – Вводный. Теория: Ознакомление с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Правила техники безопасности. Знакомство с кубиками и таблицами. Практика: дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «Вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, коммуникативные игры и т.д. На этом этапе методом наблюдения педагог выявляет характерные особенности детей, их умение общаться и взаимодействовать с окружающими. Таблица складов находится в поле зрения детей, но педагог пока не привлекает к ней внимание ребят. Задачи I этапа: 1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях. 2. Знакомство дошкольников с особенностями обучения в группе. 3. Формирование социальной позиции детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе. 8 II этап - запоминание складов. Теория. На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь и т.д.). При работе используется складовая таблица, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»;про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение. Практика. Выделение и показ определённого склада; графическое оформление склада; классификация складов. III этап – выход в слово. Теория. Овладение техникой складового чтения: усвоение правила написания слов с большой буквы; формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради. Практика. Начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Написание» слов по таблице и кубиками; выделение ударного склада; чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева. IVэтап – выход в предложение. Теория. Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания». Выбор из произведений известных классиков литературы предложений для «письма». Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Практика. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. V этап – выход в текст. Алфавит. Теория. Прослушивание чтения текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения более успешных детей. Практика. Хоровое чтение текстов на плакатах. 9 5.Планируемые результаты. Предметные результаты: Фонетико-фонематическая стороны речи: • дети умеют выделять звук из ряда других звуков, в слогах, в словах; • подбирают картинки на заданный звук, самостоятельно придумывают слова с заданным звуком; • могут делить слова на слоги; Обучение чтению: • дети знают буквы русского алфавита, владеют навыками чтения слов, предложений, текстов, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать текст; умением выкладывать слова из букв разрезной азбуки, подбирать слова к буквенным схемам (усвоение графо-фонемных соответствий). Подготовка к письму: • дети свободно ориентируются на листе бумаги, соблюдают строку, размер, интервал при графическом изображении букв; • дети могут печатать слова, предложения и небольшие тексты. Метапредметные результаты: • отличает верно выполненное задание от неверного; • совместно с педагогом и другими ребятами дает эмоциональную оценку своей деятельно- сти на занятии и деятельности всей группы; • оценивает результаты своей работы. • делает выводы в результате совместной работы с учителем; Личностные результаты: определяет и высказывает под руководством педагога самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); • 10 6. Организационно-педагогические условия. 6.1. Календарно-учебный график № Основные характеристики образовательного процесса п/п 1. Количество учебных недель 2. Количество учебных дней 3. Количество часов в неделю 4. Количество часов 5. Недель в I полугодии 6. Недель во II полугодии 7. Начало занятий 8. Каникулы 9. Выходные дни 10. Окончание учебного года 34 68 2 72 15 19 05 сентября 31 декабря по 09 января 31 декабря по 09 января 31 мая 6.2. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Карандаш простой Ручка Тетрадь Магниты зеленого цвета Магниты красного цвета Магниты синего цвета Бумага Кубики Зайцева Слоговая таблица Наименование Количество 10 10 10 10 10 10 10 10 10 Информационное обеспечение. DVD-диск «Методики Н.Зайцева. Обучение чтению», DVDдиск «Первые Ксюшины уроки. 85 игр-занятий для обучения чтению по методике Н.А.Зайцева», DVD-диск «Скороговорки.Чистоговорки». Кадровое обеспечение. Педагог первой квалификационной категории, среднее профессиональное образование, курсы повышения квалификации по программе «Методика Н.А. Зайцева». Методическое обеспечение Программы. 1.Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012. 2.Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012. 3. Н.Пятибратова. «Домашняя тетрадь к занятиям по «кубикам Зайцева», М.: ИФ «Унисерв», 2013 6.3. Формы контроля и оценочные материалы. 11 Для выявления уровня развития детей в начале и в конце учебного года проводится диагностическое обследование педагогом. Мониторинг проводится исключительно с целью индивидуализации образовательного процесса и оптимизации работы с группой детей. Все данные заносятся в сводную диагностическую карту обследования, которые помогают проанализировать результаты обследования, спланировать работу и увидеть динамику развития ребенка. Форма диагностической карты: правильно озвучивает и показывает «золотые», «железные», «деревянные» склады (таблица и кубики); читает попевки (слева – направо, сверху – вниз); классифицирует кубики; умеет голосом выделять ударный склад; владеет складовым чтением слов. Тестовый лист диагностики навыка чтения Наступило тёплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают её в ведёрко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из неё варенье. Зимой в холода дети будут пить. Вопросы для оценки понимания прочитанного: 1 Какая ягода поспела в саду? 2 Кто собирал смородину в ведёрко? 3 Куда девочка положила смородину? 4 Что мама сварит из ягод? 5 Что будут делать дети зимой в холода? Скорость чтения _________ слов Способ чтения: слоговое, целыми словами. Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок). 12 7. Список литературы. Для педагога: 1.Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.:НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012. 2.Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012. 3.Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997. 4.Полякова А.В. «Превращения слов» - Учебная литература, 2008 г. Для детей и родителей: 1.Т.Е.Ковригина, Р.Е.Шеремет. Занимательное обучение чтению. Комплексные занятия, разрезная азбука для детей 6-7 лет. – Изд.3-е.- Волгоград: Учитель, 2016. 2. Зайцев Н. А. «Учебник для родителей, воспитателей, учителей», Издательство: ООО «Методики Н.Зайцева», Санкт-Петербург, 2018 г. 13