Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Конструирование на 2024-2025 учебный год

Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
2.
3.
4.
5.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
7.

Пояснительная записка
Направленность
Актуальность
Отличительные особенности Программы, новизна
Адресат
Режим занятий
Объем
Срок освоения Программы
Перечень форм обучения
Перечень видов занятий
Перечень форм подведения итогов реализации развивающей программы
Цель и задачи общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Содержание учебного (тематического) плана
Планируемые результаты
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
Условия реализации Программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

3-4

5
6-9
10-24
25
26-28

29

2

1.Пояснительная записка.
1.1.Направленность
Программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Конструирование» разработана в рамках технической
направленности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конструирование»
и порядок её утверждения разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря
2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Постановлением главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3.648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок), Приказом
Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», утвержденный приказом от 09.11.2018 г. № 196, Уставом
МАДОУ №30, Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МАДОУ №30.
1.2.Актуальность.
В современном обществе робототехника стала одним из приоритетных направлений
деятельности человека. Вся наша жизнь пронизана высокими технологиями, без базовых
знаний в этой области невозможно чувствовать себя комфортно в изменяющейся
информационной̆ среде, управлять сложными устройствами в быту и на производстве. В связи с
эти возникает необходимость в формировании высоконаучного инженерного мышления,
навыков работы с программируемыми устройствами. Для этого важно, как можно раньше
прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области инженерного мышления.
Идея создания и развития кадрового потенциала с развитым инженерным мышлением
реализуется на государственном уровне. В области создана Комплексная программа «Уральская
инженерная школа» (указ Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года № 453УГ). В МАДОУ № 30 ведется работа над инновационным проектом «LEGO - конструирование»
в рамках реализации регионального проекта «Уральская инженерная школа» в Кушвинском
городском округе.
1.3.Отличительные особенности Программы. Программа направлена на развитие у
детей технических знаний и умений, навыков исследовательской деятельности, технического
моделирования. Обучение по данной программе позволит детям дошкольного возраста
почувствовать себя юными учеными и инженерами, поможет понять принципы работы простых
механизмов, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, познакомит с начальными
основами технического конструирования и программирования.
Для развития интереса детей дошкольного возраста к научно-техническому творчеству и
инженерной̆ деятельности идеально подходят конструкторы LEGO Education. Занятия,
построенные на основе Леготехнологии, являются первым шагом к формированию будущих
инженеров.
1.4.Адресат Программы. Программа может быть освоена детьми 5-7 лет. Наполняемость
групп: 5 – 10 человек.
1.5. Режим занятий. Программа рассчитана на два года обучения, включает в себя две
части:
3

−
Первый год обучения (для детей 5-6 лет) «Моделирование первых механизмов.
Знакомство с отдельными основными принципами механики».
−
Второй год обучения (для детей 6-7 лет) «Моделирование ПервоРоботов».
2 раза в неделю с сентября по май. Академический час равен 30 мин.
1.6.Объем программы. Общее количество часов каждого года обучения– 72 часа.
1.7.Срок освоения Программы. 2 года.
1.8.Уровневость программы. Содержание программы предполагает «стартовый
уровень». Обучающиеся, проходя «стартовый уровень» освоения программы, знакомятся с
образовательными конструкторами серии Lego Education. Учатся эффективно применять
полученные навыки конструирования и программирования и инженерного мышления при
конструировании управляемой модели робота.
1.9.Форма обучения. Занятия проводятся с группой детей (10 человек) в специально
оборудованном кабинете.
1.10.Виды занятий. Первая часть занятия включает в себя вводный рассказ, вопросы по
теме, высказывание предположений и идей для дальнейших исследований. Вторая часть –
собственно выполнение заданий (конструирование); третья - проведение испытаний
полученных моделей; четвертая - усовершенствование моделей, игры с ними.
1.11.Формы подведения результатов. Практические занятия, выставка творческих работ,
исследовательские проекты.

4

2. Цель, задачи Программы.
Цель: формирование предпосылок инженерного мышления у детей старшего
дошкольного возраста посредством конструкторов LEGO Education.
Задачи.
1 год обучения:
Образовательные.
− Расширять словарь новыми понятиями, терминами «энергия», «сила», «скорость»,
«трение».
− Учить делать измерения, читать показания приборов, проводить опыты, высказывать
предположения, собирать данные и описывать результаты.
− Обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.
Развивающие.
− Развивать мелкую моторику рук, стимулируя речевое развитие и умственные
способности.
− Развивать конструктивные умения и навыки.
− Развивать логическое мышление (классификация, анализ, синтез, умозаключения).
Воспитательные.
− Формировать пространственное мышление, творческое воображение, память, внимание.
− Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе:
выявлять одаренных, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим
мышлением.
2 год обучения:
Образовательные.
− Формировать навыки исследовательской деятельности, познавательную активность,
базовые умения программирования.
− Учить читать схемы, инструкции.
− Научить составлять простые программы для движения роботов.
Развивающие.
− Развивать комбинаторные способности (беглость и гибкость мышления).
− Развивать навыки совместной работы, коммуникативных и презентационных умений.
Воспитательные.
− Формировать пространственное мышление, творческое воображение, память, внимание.
− Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе:
выявлять одаренных, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим
мышлением.

5

3.Учебно-тематический план
(первый год обучения)
«Моделирование первых механизмов.
Знакомство с отдельными основными принципами механики»
№
п\
п

тема

1

Знакомство с
конструкторами
LegoEducation. Правила
безопасности.
Педагогическая оценка
уровня конструктивных
знаний и умений детей
Знакомство со
свойствами материалов и
возможностей их
сочетания
Знакомство с понятиями
зубчатой передачи,
вращения, устойчивости
конструкции
Знакомство с понятиями
рычагов, равновесия,
массы
Знакомство с понятиями
соударения, силы
трения, наклонной
плоскости; механизмами
колес и осей
Знакомство с понятием
силы, механизмами
червячного привода
колес и осей
Знакомство с понятиями
силы, зубчатой передачи,
рычагов
Знакомство с понятиями
трения, ременной и
зубчатой передачи
Зубчатые колеса.
Уменьшение скорости
вращения. Увеличение
скорости вращения.

2

3

4

5

6

7

8

9

1
0

Теоре
тичес
кие

1

Кл-во часов*
Практические
Констру Исслед Творч
ировани ование еские
е
,
задан
по схеме испыт ия
ание
моделе
й
-

Формы
аттестации/контроля

-

-

-

-

1

-

1

1

1

1

Рабочий бланк (р/б)
«Вертушка»

0,5

1

1,5

1,5

Р/б «Волчок»

0,5

1,5

1,5

1,5

Р/б «Перекидные качели»,
«Плот»

0,5

1

1

-

Р/б «Пусковая установка
для машин»

0,5

1,5

1

-

Р/б «Измерительная
машина»

0,5

1,5

1

-

Р/б «Хоккеист»

0,5

1,5

1

2

Р/б «Робопес»

1,5

4

3,5

2

Р/б «Принципиальные
модели: зубчатые колеса»,
«Основная модель
«Карусель»
6

1
1

Зацепление под углом.
Колеса и оси. Одиночная
фиксированная ось,
отдельные оси.

1,5

2

2,5

2

1
2

Рычаги. Рычаги первого
рода

2

3

2,5

2,5

1
3

Шкифы. Уменьшение
скорости вращения.
Увеличение скорости
вращения. Направление
вращения. Изменение
направления вращения
Оценка уровня освоения
программы за первый
год обучения

1

5

3

3

-

-

-

2

11

23

19,5

18,5

1
4

Всего часов

Р/б «Принципиальные
модели: колеса и оси»,
«Основное задание:
машинка».
Р/б «Принципиальные
модели:
«Принципиальные
модели: рычаги»,
«Катапульта»
Р/б «Принципиальные
модели: шкивы»,
«Сумасшедшие полы».

Выставка продуктов

72

* 1 условный час по продолжительности равняется 1 занятию (продолжительность занятия
определяется исходя из возраста детей). Дети 5-6 лет – 25 минут, дети 6-7 лет – 30 минут.

7

Учебно-тематический план (второй год обучения)
«Моделирование первороботов»

3

4

5

6

7

8

Знакомство с конструкторами
LegoEducationWeDo.
Знакомство с программой для
программирования.
Правилами безопасности
Педагогическая оценка уровня
конструктивных знаний и
умений детей
Модель с системой ременных
передач (две механические
птицы, способные издавать
звуки и танцевать,
программирование их
поведения.
Модель механического
устройства для
запуска волчка и
программирование его таким
образом, чтобы волчок
освобождался после запуска, а
мотор при этом отключался.
Модель механической
обезьянки с руками,
которые поднимаются и
опускаются, барабаня по
поверхности
Модель механического
аллигатора, который мог бы
открывать и захлопывать свою
пасть и одновременно
издавать различные звуки.
Модель механического льва,
запрограммировать его таким
образом, чтобы он издавал
звуки (рычал), поднимался и
опускался на передних лапах,
как будто он садится и
ложится.
Модель механической птицы,
программирование ее, таким
образом, чтобы она издавала
звуки и хлопала крыльями,
когда ее хвост поднимается
или опускается.

2

Творчес
кие
задания

Форм
ы
аттест
ации/к
онтрол
я

-

-

Тест

-

-

-

-

1

0,5

1,5

1

1

1

0,5

1,5

1

1

1

1

1,5

1

1

1

1

1,5

1,5

0,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1

1

1,5

1,5

0,5

1

Р/б
«Танцующие
птицы»

2

Теори
я

Кл-во часов*
Практика
Конструир Программ Исследов
ование
ирование
ание,
по схеме
испытани
е
моделей
-

Р/б «Умная
вертушка»

1

Тема

Р/б
«Обезьянк
а–

№
п\
п

8

12

13

14

15

1

1

1

1,5

1,5

0,5

1

1

1,5

2

1

1

1

1,5

1,5

1

1

1

1,5

1,5

1

1

1

1,5

1,5

1

1

-

-

-

2

Р/б
«Нападаю
щий»

1,5

Р/б «Вратарь»

1,5

Р/б «Ликующие
болельщики»

11

1

Р/б «Судовой
журнал»

10

Сконструировать и
запрограммировать
механического футболиста,
который бьет ногой по
бумажному мячу.
Сконструировать и
запрограммировать
механического вратаря,
который способен
перемещаться вправо и влево,
чтобы отбить бумажный
шарик.
Сконструировать и
запрограммировать
механических футбольных
болельщиков, которые будут
издавать приветственные
возгласы и подпрыгивать на
месте.
Построить и
запрограммировать модель
самолета, скорость вращения
пропеллера которого зависит
от того, поднят или опущен
нос самолета.
Сконструировать и
запрограммировать модель
механического великана,
который встает, когда его
разбудят.
Сконструировать и
запрограммировать модель
парусника, способного
покачиваться вперёд и назад,
как будто плывёт по волнам с
соответствующими звуками
плеска волн.
Оценка уровня освоения
программы

Выставка
продукто
в

9

Всего часов
12,5
18
16,5
10
15
72
* 1 условный час по продолжительности равняется 1 занятию (продолжительность занятия определяется
исходя из возраста детей). Дети 5-6 лет – 25 минут, дети 6-7 лет – 30 минут.

9

4.Содержание учебно - тематического плана
«Моделирование первых механизмов. Знакомство с отдельными основными принципами механики»
первый год обучения
Месяц

Тема

Теория

Вводное занятие
Диагностика

- знакомство с оборудованием
кабинета
- знакомство с элементами
конструктора, названиями ЛЕГО –
деталей;
- знакомство со способами
соединения элементов;
- знакомство с правилами
безопасности при работе.
- знакомство с понятиями: энергия,
сила, трение, вращение;
- развитие словаря: площадь,
трение, вращение, ускорение, сила
ветра

Сентябрь

Вертушка

Пусковой механизм и - закрепление понятия энергия;
волчки
- введение понятия чистый
эксперимент;
- развитие словаря: ускорение,
скорость, вращение, устойчивый,
неустойчивый.

Практика

Предметная среда
Набор LegoEducation 9656 «Первые
механизмы»
Наглядное пособие «Лего-детали»

- изучение свойств материалов и
возможностей их сочетания;
- формирование навыка сборки
деталей;
- развитие умения оценивать
полученные результаты.
- знакомство с методами
измерения;
- изучение вращения;
возможностей сочетания
материалов;
- знакомство с передаточными
механизмами;
- развитие умения оценивать
полученные результаты;
- развитие способности
придумывать игры.

- Набор LegoEducation 9656 «Первые
механизмы»; рабочий бланк
«Вертушка»;
- Дополнительно:
картон, вентилятор, бумага, линейка,
ножницы, карандаш
- Интерактивная доска
- Набор LegoEducation 9656 «Первые
механизмы»; рабочий бланк
«Волчки»;
- Дополнительно: цветные
фломастеры или маркеры, бумага,
ножницы, свободное пространство на
гладком, ровном полу (несколько
квадратных метров), таймер или
часы.
- Интерактивная доска

10

Перекидные качели

Плот

Октябрь

Пусковая установка
для машинок

Измерительная
машина

- Введение понятий: равновесие;
точка опоры;
- закрепление понятия энергия;
- развитие словаря:равновесие,
масса, местоположение, вес.

- закрепление понятия равновесие;
- введение понятий:
выталкивающая сила, тяга и
толчок, энергия ветра;
- развитие словаря: площадь, сила,
нагрузка, парус, плавать, тонуть,
устойчивый, неустойчивый.
- закрепление понятий: энергия,
трение, тяга и толчок;
- развитие словаря: угол, оси, сила,
трение, наклонная плоскость,
шины, колеса

- закрепление понятий: энергия,
сила, трение;
- изучение методов стандартных и
нестандартных измерений;
- развитие словаря: точность, угол,
расстояние, трение, масса,
наклонная плоскость.

- изучение рычагов;
- знакомство с методами
нестандартных измерений;формирование навыка сборки
деталей;
- развитие умения оценивать
полученные результаты;
- развитие способности
придумывать игры.
- изучение свойств материалов и
возможностей их сочетания;тренировка навыка сборки
деталей;
- развитие умения оценивать
полученные результаты;
- изучение работы колеса;
- тренировка навыка измерять
расстояния;
- тренировка навыка сборки
деталей;- развитие умения
оценивать результат;
- развитие способности
использовать механизмы в
конкретных ситуациях
- тренировка навыка сборки
деталей;
- развитие умения оценивать
полученные результаты;
- развитие способности
использовать механизмы в
конкретных ситуациях.

- Набор LegoEducation 9656 «Первые
механизмы»; рабочий бланк
«Перекидные качели».
Мультфильм Фиксики «О весах»
- Интерактивная доска

- Набор LegoEducation 9656 «Первые
механизмы»; рабочий бланк «Плот»;
- Дополнительно: большой и
глубокий поддон (не менее 50 см),
линейка, таймер или часы, полотенца
для вытирания мокрых балок
- Интерактивная доска
- Набор LegoEducation 9656 «Первые
механизмы»; рабочий бланк
«Пусковая установка для машинок»;
- Дополнительно:коробки или книги,
картон, доска или деревянная полка
длиной не меньше 150 см, линейка,
скотч.
- Интерактивная доска
- Мультфильм Фиксики «О силе
трения»
- Набор LegoEducation 9656 «Первые
механизмы»; рабочий бланк
«Измерительная машина»;
- Дополнительно: коробки или книги,
бумага или картон, деревянная доска
или полка длиной не меньше 150 см,
линейка
- Интерактивная доска

11

- закрепление понятий: энергия,
сила;
- знакомство с основами законов
движения механизмов;

Роботопёс

- закрепление понятия трение;
- знакомство с ременной
передачей;
- развитие словаря: направление,
трение, ременная передача, шкив,
вращение.

Ноябрь

Хоккеист

Итоговое занятие
«Мост»
(решение жизненных
задач)

- изучение методов стандартных и
нестандартных измерений;
- тренировка навыка сборки
деталей;
- развитие умения оценивать
полученные результаты;
- развитие способности
придумывать игры;
- развитие словаря: угол,
расстояние, коэффициент
полезного действия.
- тренировка навыка сборки
деталей;
- развитие умения оценивать
полученные результаты;развитие способности
конструировать игрушки;

Применять на практике знания и
навыки, касающиеся:
- особенностей конструкций;
- вопросов прочности;- методов
измерений;
- обеспечения чистоты
эксперимента и безопасности
изделия.

- Набор LegoEducation 9656 «Первые
механизмы»; рабочий бланк
«Хоккеист»;
- Дополнительно:свободное
пространство на ровном гладком
полу (не менее 2 м в длину), линейка.
- Интерактивная доска

- Набор LegoEducation 9656 «Первые
механизмы»; рабочий бланк
«Роботопёс»;
- Дополнительно:ткань, цветные
карандаши или маркеры, бумага,
ножницы.
- Интерактивная доска
- Мультфильм Фиксики «Как
изменить силу трения»
- Набор LegoEducation 9656 «Первые
механизмы»;
- Дополнительно: линейка
- Интерактивная доска
Набор ЛЕГО для творческих заданий
(42020, 45019)

12

Итоговое занятие
«Вентилятор»
(решение жизненных
задач)

Декабрь

Итоговое занятие
«Пугало»

Итоговое занятие
«Качели»
(решение жизненных
задач)

Научиться применять на практике
знания и навыки, касающиеся:
- использования энергии ветра;
- применения шестерен и блоков;использования вращательного
движения;
- методов измерения;
- обеспечения чистоты экспериментов и
безопасности изделий.
Научиться применять на практике
знания и навыки, касающиеся:
- использования шестерней и блоков;вопросов устойчивости;
- обеспечения чистоты экспериментов и
безопасности изделий.

- Набор LegoEducation 9656 «Первые
механизмы»;
- Дополнительно:картон, карандаши,
ножницы, скотч, линейка, бумага,
шерстяная пряжа или нитки
- Интерактивная доска
Мультфильм Фиксики «Вентилятор»

Научиться применять на практике
знания и навыки, касающиеся:
- вопросов устойчивости;
- условий равновесия;- особенностей
конструкций;
- обеспечения чистоты экспериментов и
безопасности изделий.

- Набор LegoEducation 9656 «Первые
механизмы»;
- Набор ЛЕГО для творческих
заданий (42020, 45019)
- Интерактивная доска

- Набор LegoEducation 9656 «Первые
механизмы»;
- Дополнительно:колокольчики или
другие звучащие предметы, кусочки
разных материалов
- Интерактивная доска

13

«Зубчатые колеса»
(принципиальные
модели)
1. Направление
вращ
ения
2.
Промежуточное
зубчатое колесо

Январь

3. Модель
увеличивающая
скорость вращения
4. Модель
уменьшающая
скорость вращения

5.Модель под углом

Карусели

- закрепить знания о зубчатых
колесах (цилиндрическое,
корончатая шестерня);
- знакомство с понятием
зубчатая передача;
- развитие словаря: ведущее
зубчатое колесо, ведомое
зубчатое колесо, зацепляться

- знакомство с моделями
повышающими и уменьшающими
скорость вращения с помощью
зубчатой передачи;
- изучение работы зубчатых колес, в
зависимости от их расположения.

- Набор LegoEducation 9689
«Простые механизмы», рабочий
бланк «Принципиальные модели:
зубчатые колеса», инструкция по
сборке;
- Интерактивная доска

- Показать расположение зубчатых
колес таким образом, чтобы они
вращались в одном направлении, в
Противоположных направлениях или
под 90 градусов друг к другу.Подвести к выводу, что, что степень
увеличения или
уменьшения скорости вращения
зависит от количества зубьев на
зубчатых колесах и их взаимного
расположения.

- построение и испытание трехмерных
моделей, демонстрирующие
возможности зубчатых колес:
уменьшение скорости вращения,
увеличение скорости вращения,
зацепление под углом;
-закреплять умение работать по
инструкции

Набор LegoEducation 9689 «Простые
механизмы», рабочий бланк
«Основная модель: карусель»,
инструкция по сборке;
- Дополнительно: Набор ЛЕГО для
творческих заданий (42020, 45019)
- Интерактивная доска

14

Февраль

Итоговое занятие по
теме «Зубчатые
колеса»
Тележка с попкорном

«Колеса и оси»
(принципиальные
модели)
1. Скользящая модель

Развивать умение выполнить
исследования, проектные задания:
- учить определять проблему и
возможные пути решения;
- создавать трехмерную модель по
инструкции;
- испытывать, оценивать и изменять
конструкцию модели

- Набор LegoEducation 9689
«Простые механизмы»
- Дополнительно:бумага, картон и
маркеры; для усложнения модели
можно использовать дополнительные
ЛЕГО-детали
- Интерактивная доска

- Знакомство с простыми
механизмами колесом и
осью;
- знакомство с моделями на
колесах, которые легко
поворачивается;

- конструирование управляемых
моделей, определение, где может
возникнуть трение;
- прогнозирование результатов
различных испытаний.

- Набор LegoEducation 9689
«Простые механизмы», рабочий
бланк «Принципиальные модели:
колеса и оси», инструкции по сборке;
- Интерактивная доска
Мультфильм Фиксики «Зачем нужны
испытания»

- Продолжать знакомить с
простыми механизмами
колесом и осью;

- изучить одиночную фиксированную
ось;
- изучить модель с отдельными осями;
- соблюдение заданного порядка
процедуры проектирования.

- Набор LegoEducation 9689
«Простые механизмы», рабочий
бланк «Принципиальные модели:
колеса и оси», инструкции по сборке;
- Интерактивная доска
- Мультфильм Фиксики «Колесо»

Февраль

2. Роликовая модель

3. Модель с
одиночной
фиксированной осью

4. Модель с

отдельными
осями

15

Март

Март

Машинка

Итоговое занятие по
теме «Колеса и оси»
Тачка

Развивать умение выполнить
исследования, проектные
задания:
- учить определять проблему
и возможные пути решения

«Рычаги»
(принципиальные
модели)
Рычаги первого рода

- Знакомство с простыми
механизмами, принципами
работы: рычаги
- расширение словаря: сила,
груз, ось вращения, рычаг;

Катапульта

- развитие словаря: ось
вращения, груз, сила

- построение и испытание трехмерных
моделей использующих одиночную
фиксированную ось и отдельные оси;
- соблюдение заданного порядка
процедуры проектирования;
- изображение машин и механизмов.
- развитие словаря: трение, отдельные
оси, одиночная фиксированная ось,
скользить, управлять.
- создавать трехмерную модель по
инструкции;
- испытывать, оценивать и изменять
конструкцию модели

- Набор LegoEducation 9689
«Простые механизмы», рабочий
бланк «Основное задание: машинка»,
инструкция по сборке;
- Дополнительно:плоская
поверхность или испытательная
дорожка для движения моделей по
прямой, для поворотов и
зигзагообразного движения
Набор LegoEducation 9689 «Простые
механизмы»;
- Дополнительно: бумагу, картон и
маркеры, дополнительные ЛЕГОдетали (для усложнения модели).

- построение трехмерных моделей;
- установление закономерности: сила,
создаваемая рычагом, зависит от
взаимного расположения оси вращения,
груза и точки приложения силы.
- соблюдение заданного порядка
процедуры проектирования.
- строительство и испытание моделей,
в которых
используются: рычаги первого рода;
- экспериментирование с разными
положениями балки рычага
катапульты;
- придумывание игр с применением
катапульты

Набор LegoEducation 9689 «Простые
механизмы», рабочий бланк
«Принципиальные модели: рычаги»,
инструкции по сборке;
- Интерактивная доска
Мультфильм Фиксики «О рычагах»
Набор LegoEducation 9689 «Простые
механизмы», рабочий бланк
«Катапульта», инструкции по сборке;
Мультфильм Фиксики «Катапульта»

16

Итоговое занятие по
теме «Рычаги»
Железнодорожные
переезд со
шлагбаумом

Апрель

«Шкивы»
(принципиальные
модели)
1. Направление
вращения

- познакомить с простым
механизмом шкивом;
- показать возможностями
ременной передачи;
- развитие словаря: ведущий
шкив, ведомый шкив,
проскальзывать.

- создание модели по заданным
параметрам;
- создание опоры шлагбаума, на
которой он будет балансировать;
- нахождение способа легкого открытия
и закрытия шлагбаума;- определение
устойчивости шлагбаума;
- испытание, оценка и
усовершенствование конструкции
- построение трехмерных моделей;
- проведение испытания механизмов;

Набор LegoEducation 9689 «Простые
механизмы», инструкции по сборке;
- Дополнительно:бумага, картон и
маркеры, дополнительные ЛЕГОдетали (для усложнения модели).

- прогнозирование результатов
различных испытаний;
- подсчет оборотов;

Набор LegoEducation 9689 «Простые
механизмы», рабочий бланк
«Принципиальные модели: шкивы»,
инструкции по сборке;
- Интерактивная доска
Мультфильм Фиксики «О
манипуляторе»

Набор LegoEducation 9689 «Простые
механизмы», рабочий бланк
«Принципиальные модели: шкивы»,
инструкции по сборке;
- Интерактивная доска

2. Изменения
направления
вращения

3. Увеличение
скорости вращения

4. Уменьшение
скорости вращения

- развитие словаря: ведущий
шкив, ведомый шкив,
проскальзывать.

5 Закрепленный шкив
или блок

17

Сумасшедшие полы

Май

Итоговое занятие по
теме «Шкивы»
Подъемный кран

Диагностика по
итогам года

- создание и тестирование моделей,
использующие
следующие возможности ременной
передачи:
• уменьшение скорости вращения.
увеличение скорости вращения.
• направление вращения.
• изменение направления вращения.
- создание модели по заданным
параметрам;
- испытание, оценка и
усовершенствование конструкции;
- совершенствование умения
планировать свою деятельность;
- продолжать учить работать в команде
над общим проектом;
- выполнение проектного задания:
конструирование устойчивого
подъемного крана;
- использование в конструкции крана
закрепленный шкив.
- конструирование механизма, который
может затормозить вращение шкивов.
Выставка творческих работ

Набор LegoEducation 9689 «Простые
механизмы», рабочий бланк
«Сумасшедшие полы», инструкции
по сборке;
- Интерактивная доска
- Набор ЛЕГО для творческих
заданий (42020, 45019)
Набор LegoEducation 9689 «Простые
механизмы», инструкции по сборке;
- Дополнительно: бумага, картон и
маркеры, дополнительные ЛЕГОдетали (для усложнения модели).
- Интерактивная доска
Набор ЛЕГО для творческих заданий
(42020, 45019)

18

Содержание учебно - тематического плана работы
«Моделирование ПервоРоботов»
второй год обучения
Месяц

Тема

Сентябрь

Вводное

Диагностика
Танцующие птицы

Октябрь

Умная вертушка

Теория
- знакомство с элементами
конструктором
LegoEducationWeDo
- знакомство с программой
для программирования
моделей
- инструктаж по технике
безопасности при работе
- актуализация усвоенного
материла за первый год
обучения
- знакомство с системой
шкивов и ремней (ременных
передач), работающих в
модели;
- развитие словаря: ремень,
шкив, случайное число.

Практика
Освоить основные приемы работы с
программой WeDo

- создание модели по заданным
параметрам;
- создание программы для вращение
птиц (блоки:«Мотор по часовой
стрелке», «Мотор против часовой
стрелки», «Случайное число», «Звук»,
«Цикл», «Начало», «Ждать»)
- изучение влияния смены ремня на
направление и скорость движения
модели.
- изучение зубчатой передачи -создание и испытание модели
и установление взаимосвязи
устройства для запуска волчка;
между параметрами зубчатого - создание и программирование моделей
колеса (диаметром и
(Блоки:«Экран», «Прибавить к Экрану»,
«Датчик расстояния», «Мотор по
количеством зубьев) и
продолжительностью
часовой стрелке», «Вход Число»,

Предметная среда
Базовыйнабор Lego Education WeDo
9580.
Интерактивная доска, ноутбук,
программное обеспечение
LegoEducationWeDo v.1.2. (Lego
2000097)
Мультфильм Фиксики «О роботах»

Базовыйнабор Lego Education WeDo
9580.
Интерактивная доска, ноутбук,
программное обеспечение
LegoEducationWeDo v.1.2. (Lego
2000097)
Рабочий бланк для исследования
«Забавные механизмы», карандаши
Базовыйнабор Lego Education WeDo
9580.
Интерактивная доска, ноутбук,
программное обеспечение
LegoEducationWeDo v.1.2. (Lego
2000097)

19

Обезьянкабарабанщица

вращения волчка;
- развитие словаря: зубчатые
колёса, вращение, скорость

«Звук», «Цикл», «Ждать».;
- модификация конструкции модели
(установка различных зубчатых колёс) с
целью изменения скорости и
продолжительности вращения волчка.

Рабочий бланк для исследования
«Забавные механизмы», карандаши

- изучение рычажного
механизма и влияние
конфигурации кулачкового
механизма на ритм
барабанной дроби;
- развитие словаря: кулачок,
коронное зубчатое колесо,
рычаг, ритм.

- создание и программирование моделей
(программные блоки:«Мотор по
часовойстрелке», «Вход Число», «Звук»,
«Цикл», «Начало», «Начать нажатием
клавиши»);
- испытание модели барабанящей
обезьянки;
- модификация конструкции модели
путём изменения кулачкового
механизма с цельюизменения ритма
движений рычагов;
- программирование соответствующего
звукового
сопровождения для более эффектного
поведения;

Базовыйнабор Lego Education WeDo
9580.
Интерактивная доска, ноутбук,
программное обеспечение
LegoEducationWeDo v.1.2. (Lego
2000097)
Рабочий бланк для исследования
«Забавные механизмы», карандаши:
Дополнительно для изготовления
барабана: лист картона, пластика или
металлическая банка.

20

- изучение систем шкивов и
ремней (ременных передач) и
механизма замедления,
работающих в модели;
- закрепление общих сведений
об аллигаторе;
- развитие словаря основных
терминов: ремни, Датчик
расстояния, шкивы.

Рычащий лев

-Ознакомление с работой
коронного зубчатого колеса;
- изучение потребностей
животных;
- развитие словаря: климат,
коронное зубчатое колесо,
млекопитающие.

Декабрь

Ноябрь

Голодный аллигатор

- создание и программирование
(Программные блоки: «Датчик
расстояния», «Мотор по часовой
стрелке», «Мотор против часовой
стрелки», «Включить мотор на…»,
«Вход Число», «Звук», «Цикл» и
«Начать нажатием клавиши»;
- построение модели аллигатора и ее
испытание;- усложнение поведения за
счет установки на модель датчика
расстояния и синхронизации звука с
движением модели.
- создание и программирование моделей
(Программные блоки:«Мотор по
часовой стрелке», «Мотор против
часовой стрелки», «Включить мотор
на…», «Мощность мотора», «Вход
Число», «Звук», «Начать нажатием
клавиши», «Датчик наклона», «Ждать»;
- создание и испытание движущейся
модели льва;- усложнение поведения
путем добавления датчика наклона и
программирования воспроизведения
звуков синхронно с движениями льва.

Базовыйнабор Lego Education WeDo
9580.
Интерактивная доска, ноутбук,
программное обеспечение
LegoEducationWeDo v.1.2. (Lego
2000097)
Дополнительно: картон, трава,
камешки (по желанию), ЛЕГО-детали
(для создания сопутствующих
построек).
Мультфильм Фиксики «О датчике
движения»
Базовыйнабор Lego Education WeDo
9580.
Интерактивная доска, ноутбук,
программное обеспечение
LegoEducationWeDo v.1.2. (Lego
2000097)
Дополнительно: картон, трава,
камешки (по желанию), ЛЕГО-детали
(для создания сопутствующих
построек).

21

- изучение рычажного
механизма, работающего в
данной модели;
- изучение потребностей
животных;
- развитие словаря: датчик
расстояния, датчик наклона,
размах крыльев.

Нападающий

- изучение системы рычагов,
работающих в модели;
- развитие словаря: условная
мерка, рычаг, измерение,
датчик расстояния.

Январь, Февраль

Январь

Порхающая птица

- создание и программирование
(Программные Блоки: «Звук», «Цикл»,
«Датчик звука», «Датчик наклона»,
«Ждать»);
- создание и тестирование движения
птицы;- усложнение поведения птицы
путём установки на модель датчика
расстояния и программирования
воспроизведения звуков,
синхронизированных с движениями
птицы.
- создание и программирование моделей
(Блоки: «Датчик расстояния», «Мотор
по часовой стрелке», «Мотор против
часовой стрелки», «Начало» и «Ждать»;
- построение модели футболиста и
испытание её в действии;
- изменение поведения футболиста
путём установки на модель датчика
расстояния;- предварительная оценка и
измерение дальности удара (расстояние,
на которое улетает бумажный шарик
после удара) с помощью условной
мерки.

Базовыйнабор Lego Education WeDo
9580.
Интерактивная доска, ноутбук,
программное обеспечение
LegoEducationWeDo v.1.2. (Lego
2000097)
Дополнительно: картон, трава,
камешки (по желанию), ЛЕГО-детали
(для создания сопутствующих
построек).
Базовыйнабор Lego Education WeDo
9580.
Интерактивная доска, ноутбук,
программное обеспечение
LegoEducationWeDo v.1.2. (Lego
2000097)
Рабочий бланк для исследования
«Футбол», карандаши
Дополнительно: бумажные шарики,
линейки. По желанию: мишень.

22

- изучение систем шкивов и
ремней, работающих в
модели;
- изучение того, как сила
трения влияет на работу
модели;
- развитие словаря:
случайные числа и счет

Ликующие
болельщики

- изучение кулачкового
механизма, работающего в
модели;
- понимание основных
принципов проведения
испытаний и их обсуждение;
- развитие словаря: кулачок,
коронное зубчатое колесо,
датчик расстояния,
представление.

Март

Февраль

Вратарь

- создание и программирование
моделей.( Блоки: «Экран», «Прибавить
к Экрану», «Датчик расстояния»,
«Включить мотор на…», «Мотор по
часовой стрелке», «Мотор против
часовой стрелки», «Вход Случайное
число», «Цикл», «Начало» и «Ждать»);
- построение модели механического
вратаря, испытание её в действии;усложнение поведения вратаря путём
установки на модель датчика
расстояния и программирования
системы автоматического ведения счёта
игры;
- подсчёт отбитых ударов, промахов и
пропущенных голов;
- использование чисел при
программировании системы
автоматического ведения счёта игры
- создание и программирование моделей
(Блоки:«Выключить мотор», «Датчик
расстояния», «Мотор по часовой
стрелке», «Звук», «Начало» и «Ждать»);
- построение модели ликующих
болельщиков и испытание её в
действии;- изменение поведения
болельщиков путём установки на
модель датчика расстояния;

Базовыйнабор Lego Education WeDo
9580.
Интерактивная доска, ноутбук,
программное обеспечение
LegoEducationWeDo v.1.2. (Lego
2000097)
Рабочий бланк для исследования
«Футбол», карандаши
Дополнительно: бумажные шарики.

Базовыйнабор Lego Education WeDo
9580.
Интерактивная доска, ноутбук,
программное обеспечение
LegoEducationWeDo v.1.2. (Lego
2000097)
Рабочий бланк для исследования
«Футбол», карандаши
Дополнительно: бумага, нитки,
помпоны

23

- изучение работы шкивов и
зубчатых колёс в данной
модели;
- развитие словаря: зубчатое
колесо, рычаг, датчик
расстояния, программа, шкив,
червячная передача.

Непотопляемый
парусник

- изучение зубчатых колёс и
понижающей зубчатой
передачи, работающих в
данной модели;
- развитие словаря: зубчатые
колёса, рычаг, случайная
величина, судовой журнал,
датчик наклона.

Май

Апрель, Май

Апрель

Великан

Диагностика
освоения программы

- создание и программирование
(Блоки:«Датчик расстояния», «Вход»,
«Выключить мотор», «Мотор против
часовой стрелки», «Звук», «Цикл»,
«Начало» и «Ждать»);
- построение модели великана и
испытание её в действии;
- изменение поведения модели:
установка датчика расстояния и
программирование реакции великана на
появление вблизи него каких-либо
объектов;- использование чисел для
определения звуков и
продолжительности работы мотора;
- придумывании истории про великана.
- создание и программирование модели
(Блоки:«Мощность мотора», «Звук»,
«Вход Случайное число», «Цикл»,
«Начало», «Датчик наклона» и
«Ждать»);
- построение модели лодки, испытание
её в движении и проверка работы
мотора при разных уровнях мощности;установка датчика наклона и
программирование воспроизведения
звуков синхронно с сигналами,
поступающими от датчика для
усложнения поведения модели лодки;
Конкурс юных рационализаторов и
изобретателей «От замысла – к
воплощению»

Базовыйнабор Lego Education WeDo
9580.
Интерактивная доска, ноутбук,
программное обеспечение
LegoEducationWeDo v.1.2. (Lego
2000097)
Дополнительно: секундомер или
часы с секундной стрелкой, ЛЕГОдетали (для создания сопутствующих
построек).

Базовыйнабор Lego Education WeDo
9580.
Интерактивная доска, ноутбук,
программное обеспечение
LegoEducationWeDo v.1.2. (Lego
2000097)
Рабочий бланк для исследования
«Забавные механизмы», карандаши

24

5.Планируемый результат освоения программы.
предметные: ребенок демонстрирует устойчивый интерес к техническому
творчеству; различает детали конструктора, умеет создавать разнообразные модели по
условиям, заданным педагогом, по образцу, схеме, собственному замыслу; обладает
начальными знаниями о робототехнике, создает действующие модели роботов на основе
конструктора LEGO WeDo, демонстрирует их технические возможности, создает
программы на компьютере с помощью педагога и запускает их самостоятельно;
метапредметные: умет работать с чертежами и схемами; демонстрирует
предпосылки инженерного мышления, применяет полученные навыки конструирования и
программирования в различных видах деятельности; демонстрирует произвольность
психических процессов - памяти, внимания; имеет развитое логическое и
пространственное мышление.
личностные: умеет работать в команде, планирует предстоящую деятельность,
договаривается о распределении обязанностей с другими детьми, представляет результаты
совместной работы.

25

6. Организационно-педагогические условия.
6.1. Календарно-учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

34
68
2
72
15
19
05 сентября
31 декабря по 09 января
31 декабря по 09 января
31 мая

6.2. Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение программы.
В работе используются несколько наборов для статических и динамических
конструкций: LegoEducation 9656 «Первые механизмы»; LegoEducation 9689 «Простые
механизмы»,
базовый набор
LegoEducationWeDo 9580, ресурсный набор
LegoEducationWeDo 9585.
Набор «Первые механизмы» - имеет 101 конструктивный элемент, позволяет
собрать 8 базовых действующих моделей и 4 модели, предназначенные для работы над
проектами, в которых решаются конкретные жизненные задачи.
Набор «Простые механизмы» имеет 204 ЛЕГО-детали, включая разделитель
деталей. В набор входят четыре комплекта Инструкций по сборке четырех простых
механизмов, включая инструкции для принципиальных и основных моделей.
Конструктор ПервоРоботLEGOWeDo.В набор входят 158 элементов, включая USB
ЛЕГО-коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния, позволяющие сделать
модель более маневренной и «умной». Используя этот конструктор, дети строят Легомодели, подключают их к ЛЕГО-коммутатору и управляют ими посредством
компьютерных программ.
Ресурсный набор LEGOWeDo предназначен для расширения возможности
использования Конструктора ПервоРоботLEGOWeDo. В него входят 325 элементов, что
позволяет строить модели большего размера и большей сложности.
Программа для программирования первороботов LegoEducationWeDo v.1.2.
использует технологию drag-and-drop , т.е. ребенок перетаскивает мышкой необходимые
команды из одной панели в другую в нужном порядке для составления движения робота.
Программа работает на основе LabVIEW.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
1. Отдельное помещение, оборудованное интерактивной доской или мультимедийный
проектор, экран, учебная доска.
2. Ноутбук или компьютер с установленным программным обеспечениемLego Education
WeDov.1.2. (Lego 2000097);
3. Цифровой конструктор LEGO – компьютерная программа LEGO Digital Designer
(версия 4.3.8).
4. Шкаф или тумба для хранения Легонаборов, контейнеры под Лего детали;
26

5. Комплект измерительных инструментов: линейки или рулетки, секундомеры, бумага
для таблицы данных.
6. Рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей, рабочее место
для работы в рабочих тетрадях, свободное ровное пространство для испытания
моделей.
7. Место для размещения дополнительного материала (разноцветная бумага, картон,
фольга, ленточки, ножницы и пр.).
8. Дополнительные наборы ЛЕГО (для обыгрывания моделей). Рекомендуемые:
кирпичики LEGO для творческих занятий (45020), кирпичики LEGO для творческих
занятий (45019).
9. Инструкции по сборке моделей.
10. Рабочая тетрадь (рабочие бланки) для детей, цветные карандаши и простой карандаш.
Информационное обеспечение.
1.Фотоаппарат для съемки сконструированных моделей. Видеотека мультфильмов
«Фиксики»: Серии «Как это работает»: о программировании, о датчике движения, о
конструировании, об измерительных приборах, о рычаге, о силе трения, о катапульте, о
весах, о вентиляторе, о роботе;
Серии «Фикси-советы»: зачем нужны испытания, где поможет датчик, зачем нужны
инструменты, как уменьшить силу трения.
Кадровое обеспечение. Педагог первой квалификационной категории, высшее
педагогическое, курсовая переподготовка по программе «Образовательная робототехника
в условиях реализации ФГОС ДО».
Методические материалы.
1. Наглядное пособие для детей содержащих изображения и названия ЛЕГО-деталей.
2.Наглядный материал: фотографии, картинки, чертежи и иллюстрации по темам занятий.
3. Корягин А.В., Смоляникова Н.М. Образовательная роботехника (Lego WeDo): рабочая
тетрадь – М.: ДМК Пресс, 2016 – 96 с.

27

6.3.Формы контроля и оценочные материалы.
Проверка результативности освоения программы происходит на каждом году
обучения.
Заполняется диагностическая карта на каждого ребенка. Регулярность
проведения диагностика 2 раза в год (сентябрь, май). Ведущим методом оценки освоения
программы является метод наблюдения за выполнением творческих заданий, анализ
рабочих бланков детей (дневников исследований), проявление интереса к данному виду
деятельности.
Нами выделены следующие критерии, определяющие уровни освоения программы:
Педагогическая оценка освоения программы
Критерии

Показатели

Желание
Выбор наиболее
конструировать приемлемого
вида
деятельности
для ребенка
дошкольного
возраста
Умение
- реакция на
конструировать задание;
- результат
деятельности;
- выбор
материалов;
- оригинальность
Уровни
сформированно
сти
познавательны
х способностей

Развитие
конструктивных
математических,
логических
способностей

Урони
сформированно
сти навыков
исследовательс
кой
деятельности

Развитие умение
выдвигать идею
(гипотезу),
проводить
эксперимент,
давать
аргументирован
ную оценку,
делать выводы

Оптимальный
Выбирает
конструировани
е первым из
предложенных
видов
деятельности

Уровни
Достаточный
Выбирает
конструирован
ие вторым из
предложенных
видов
деятельности

Недостаточный
Выбирает
конструировани
е последним из
предложенных
видов
деятельности

В продукте
деятельности
отражены все
показатели
детского
технического
творчества, есть
признаки
оригинальности
Выполнение
заданий
безошибочно,
самостоятельно,
творчески

В продукте
деятельности
отражены
схемы, модели,
образцы

Продукт
создается только
при совместной
деятельности с
использованием
образца

Нуждается в
помощи,
допускает
ошибки при
работе с
моделью,
схемой,
проявляет
стремление
добиться
результата

Выполняет все
части
эксперимента
самостоятельно

При
формулирован
ии гипотезы,
выводов
нуждается в
некоторой
помощи
педагога

Не стремиться к
результату,
часто
ошибается,
манипулирует с
конструктором
без соотнесения
действий и
результата с
образцом,
схемой,
моделью
Испытывает
значительные
трудности при
выдвижении
гипотезы,
формулировании
выводов

28

7.Список литературы.

Для педагогов
1. Комплект заданий к набору «Простые механизмы»: книга для учителя (2009689),
2012 TheLegoGroup.
2. Комплек тучебных проектов WeDo 8+ для ресурсного набора ПервоРобот LEGO
WeDo, 2013 TheLegoGroup.
3. Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO EducationWeDo,
2009 TheLegoGroup.
4. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические
рекомендации / авт. сост. И.В.Анянова, С.М. Андреева, Л.И.Миназова; ГАОУ ДПО
СО «ИРО» НТФ, - Нижний Тагил, 2015.
5. Учебное пособие для набора «Первые механизмы»: книга для учителя (2009686),
2012 TheLegoGroup.
6. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду – М.: Сфера, 2012 г.
7. Корягин А.В., Смолникова Н.М. Образовательная робототехника (Lego Wedo).
Сборник методических рекомендаций и практикумов. – М.: ДМК Пресс, 2016 г. –
254 с.
Для детей и родителей
1. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей – СПб.: Наука, 2013
2. Мультсборник «Фиксики» http://www.fixiki.ru - официальный сайт анимационного
сериала Фиксики.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».